Карта сайта

Оружейная палата - 7 - Первоначально тулово кубка ...

Первоначально тулово кубка, видимо, было из скорлупы яйца страуса или из перламутровой раковины, а когда оно разбилось, его заменили серебряным.

Специалисты считают, что кубок был изготовлен в Германии в конце XV столетия.

Наиболее полное описание сокровищ Казенного двора, украшавших в дни торжественных обедов Грановитую палату, относится к самому началу XVII столетия. Его оставил в своем дневнике в 1602 году преждевременно скончавшийся жених Ксении Годуновой герцог голштинский Иоганн. «Среди залы, где мы сидели, стоял под сводами великий четырехгранный столп; вокруг него со всех сторон широкий стол. .. шириною с каждой стороны столпа в две добрые доски... вышиною в 1'/г локтя от земли. На столе этом выставлена была. . . позолоченная серебряная посуда. .. доставала она гораздо выше, чем до половины столпа, и один ряд стоял над другим. В сенях, смежных с залою, были также устроены одна над другою полки от IV2 локтей снизу, и выше чем до половины стен установлены они были кругом со всех сторон и над входной и выходной дверью. .. непозолочен-ными большими и малыми серебряными чашами» ,10.

На протяжении XVI и XVII веков во всей Европе были известны немецкие серебряные рудники и славились немецкие серебряных дел мастера, создававшие виртуозные по исполнению и разнообразные по формам изделия. Видимо, этим в основном и объясняется, что коллекция изделий немецких серебряников XV—XVII столетий — одна из самых значительных в музее и насчитывает свыше тысячи предметов. Наиболее интересны изделия прославленных ювелиров Нюрнберга, Аугсбурга и Гамбурга— крупнейших центров немецкого прикладного искусства эпохи Возрождения.

Имперский город Нюрнберг в истории мировой культуры и искусства отмечен особой славой. Здесь жил народный немецкий поэт Ганс Сакс. В Нюрнберге родился и работал знаменитый скульптор — темпераментный, неуживчивый Вейт Штосс (Вит Ствош). Прославил город в XVI веке создатель первых в Германии скульптур из металла Петер Фишер. Здесь в семье златокузнеца родился великий Альбрехт Дюрер. Художник, гравер, скульптор, архитектор, он оказал немалое влияние на искусство серебряников не только своего города, но и всей Германии. Он первым ввел «в мир абстрактных геометрических форм серебряных сосудов натуральные формы» Благодаря его гравюрам и рисункам появились первые кубки и чаши в виде плодов — яблок, груш на ножках из переплетающихся древесных стволов. В Оружейной палате хранится немало подобных кубков XVI—XVII веков.

Одной из старейших работ в музейной коллекции нюрнбергского серебра является так называемый «двойной» кубок конца XV — начала XVI века. Особенность этого сосуда в том, что здесь одновременно прослеживаются черты и готического искусства и ренессанса. Верхний кубок, который служит крышкой для нижнего, вдвое меньше. Очевидно, из верхнего кубка кравчий пробовал вино, прежде чем подать его государю. В мире сохранилось еще два подобных кубка столь же раннего происхождения. Один из них — в Карлсруэ, второй — в Лейпциге. Вообще же двойные кубки были довольно распространены в XVI веке.

В XVI и XVII веках славились в Европе изделия нюрнбергских златокузнецов Ямнитцеров. Творения основателя династии Вен-целя Ямнитцера «принадлежат к лучшему, что было создано в области немецкого искусства эпохи Возрождения» 12. В музее хранится единственная уцелевшая в мире работа его талантливого брата Альбрехта — удивительный по благородству и изяществу линий хрустальный кубок в серебряной оправе. Вероятно, это тот самый кубок, который был преподнесен Лжедмитрию на свадебном пиру.

Не менее знаменит был в Европе и внук Венцеля, ювелир Кристоф Ямнитцер. О его мастерстве можно судить по великолепному сосуду для вина, исполненному из позолоченного серебра в виде орла. Когда-то этот орел принадлежал датскому королю Христиану IV, но, разорившись в Тридцатилетней войне, король вынужден был продать часть своих драгоценностей. В 1628 году сосуд был куплен у иноземных купцов для царской казны.