Карта сайта

Оружейная палата - 3 - ДРЕВНЕРУССКАЯ ЗОЛОТАЯ И СЕРЕБРЯНАЯ ПОСУДА

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЗОЛОТАЯ И СЕРЕБРЯНАЯ ПОСУДА. Ковш-чаша, напоминающий плывущую утку, — одна из древнейших форм русской посуды. Подобные ковши не встречаются ни в одной из стран Европы и Азии. Судя по археологическим раскопкам, в России они известны уже с X века. Из ковшей, как правило, пили бражный мед. Причем, начиная примерно с XV века для красного меда подавали ковши золотые, а для белого — серебряные.

Самый старый из уцелевших металлических ковшей был создан во второй четверти XV века. Принадлежал он новгородскому Архиепископу Евфимию—влиятельному политическому деятелю, строителю новгородской Грановитой палаты, ярому противнику Москвы. Овальный ладьевидный сосуд из серебра с высоко приподнятой ручкой, с отогнутым концом (пелюстью) очень близок к деревянным прототипам.

Вероятно, этот ковш был вывезен Иваном III вместе с другими ювелирными изделиями из Новгорода. Город славился своими серебряных дел мастерами и, очевидно, был родиной серебряных ковшей 4.

В конце XV — начале XVI века московские мастера еще подражали новгородцам, стремясь только в узорочье внести нечто свое, пышное, соответствующее, по их мнению, столичным вкусам. Примером тому служит большой серебряный ковш князя Ивана Кубенского, кравчего юного Ивана IV. На рукоять и плоскую пелюсть наложен прорезной позолоченный орнамент из мелких вьющихся цветов, среди которых изображена схватка барса с грифоном. На дно ковша положена позолоченная «мишень» — кружок размером с крупную монету. На «мишени» — государственный герб — двуглавый орел. От нее расходятся «ложки», обрисованные лишь слегка приподнятым контуром. По венцу — гравированная надпись о принадлежности ковша и год его изготовления — 1535-й. Надпись разрывают четыре круглых медальона с изображением диковинных зверей.

К середине XVI столетия московские ювелиры уже вырабатывают свою собственную форму ковша — низкую, овальную, с широким плоским дном. Типичным изделием московской школы является позолоченный ковш Ивана Грозного — единственный оставшийся в Кремле из многочисленных ковшей царя. Украшением небольшого плоского сосуда служит царский титул, награвированный вязью по венцу. Под ручкой и носиком на тулове — круглые медальоны с розетками.
Благородством и красотой линий выделяется единственный из сохранившихся ковшей Бориса Годунова, хотя по описям известно, что их было немало, в том числе украшенных цветными эмалями и сапфирами. По венцу этого небольшого золотого ковшика, в кругах и продолговатых рамках, чернью выписан царский титул. Тонкие, четкие буквы удивительно соответствуют размеру и форме ковша.

Русскому прикладному искусству XVI века вообще присущи изящество форм, спокойная ритмика орнамента, его графичность. Но уже в XVII веке облик изделий заметно меняется. Исчезает строгая нарядная простота, уступая место пышной перегруженности, нарочитому украшательству5.