Карта сайта

Вступление

«Одинаково трудно удовлетворить читателей, когда пишешь о предметах либо малоинтересных, либо представляющих слишком большой интерес»1. Эти слова особенно хорошо понимаешь, начиная рассказ о Государственных музеях Московского Кремля.

Кремль — сердце государства. Все здесь дышит историей, порождая волнующее чувство связи времен. Стены, которых мы можем коснуться, улицы и площади, по которым мы ходим, видели немало великих событий и прославленных сынов Отечества. В тесных покоях старых теремов и залах великолепных дворцов вершились судьбы России, в Кремле решаются дела Советского государства и намечаются величественные перспективы будущего. В Кремле работал и жил с 1918 года Владимир Ильич Ленин. В здании, где сейчас работает правительство СССР (построенном в конце XVIII века архитектором М. Казаковым), сохраняется как самая священная реликвия рабочий кабинет и небольшая квартира Владимира Ильича, с чьим именем связана история сохранения памятников и музеев Кремля.

В светлой, относительно небольшой комнате со скромной обстановкой, где нет ничего лишнего, В. И. Ленин работал. Здесь был его кабинет Председателя Совета Народных Комиссаров.

I! центре — письменный стол. Перпендикулярно к нему — стол для посетителей. Напротив — кожаный диван. Над ним портрет Карла Маркса, написанный рабочим П. Лоторевым. На стене около стола — географические карты. По обеим сторонам письменного стола — вращающиеся этажерки для книг — «вертушки». За спиной — шкафы с книгами. Классики русской и мировой литературы, издания по вопросам рабочего движения и экономики. Две тысячи томов. А вся библиотека Владимира Ильича насчитывала около десяти тысяч названий.

Здесь, в этом кабинете принимались решения государственой важности, были написаны гениальные теоретические труды:

«О государстве», «Великий почин», «О диктатуре пролетариата», «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» и другие.

В кабинет к В. И. Ленину приходили виднейшие деятели международного коммунистического и рабочего движения. Здесь Владимир Ильич готовился к бесчисленным выступлениям на съездах, конференциях, собраниях и митингах.

И среди множества неотложных дел он находил время подумать о сохранении для потомства исторических памятников Кремля и уникальных художественных коллекций.

Уже 17 мая 1918 года В. И. Ленин написал распоряжение коменданту Кремля о необходимости срочной реставрации Никольской башни. А еще через несколько месяцев начались расчистка и реставрация памятников древней живописи, произведений древнерусского прикладного искусства.

Только после Великой Октябрьской революции художественные памятники старины стали доступны для всеобщего обозрения, стали достоянием народа. Стараниями советских исследователей в историю мирового искусства навсегда вошли сотни предметов из собраний Государственных музеев Московского Кремля.

Под этим названием объединено шесть художественных музеев: Оружейная палата, Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы, церковь Ризположения, Музей прикладного искусства и быта XVII века. Тысячи экспонатов, представляющих художественный и исторический интерес, составляют уникальные коллекции. Значительная часть из них тщательно проанализирована и описана. Но еще недостаточно раскрыта история создания самих музеев, история формирования их собраний. Вот почему, желая избежать повторения уже изданных книг, мы решили уделить главное внимание именно этому.

Как нельзя за один день подробно ознакомиться со всеми эспонатами музеев Кремля, точно так же нельзя в небольшой книге подробно рассказать всю историю Оружейной палаты и музеев-соборов. Поэтому мы старались останавливаться в основном на самых значительных, самых интересных событиях в истории музеев, в истории создания и происхождения наиболее знаменитых произведений искусства.

С истории Оружейной палаты — старейшего в стране древлехранилища — начинается наш рассказ. Ей уделено наибольшее понимание как самому значительному среди кремлевских музеев, где собрано огромное количество памятников материальной и духовной культуры.