Карта сайта

ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ «ОТ ЯМЩИКА К МЕТРОПОЛИТЕНУ» - часть 3 - В период Великой Отечественной войны ...

511. В период Великой Отечественной войны были построены станции «Новокузнецкая», «Павелецкая», «Автозаводская» Горь-ковско-Замоскворецкой линии; станции «Измайловский парк» (ранее— «Измайловская»), «Семеновская», «Электрозаводская» и «Бауманская» Арбатско-Покровской линии. Оформление этих станций посвящено героическому прошлому русского народа и подвигам советских людей в годы Великой Отечественной войны. На станции «Новокузнецкая» — барельефы с фигурами советских воинов, медальоны с портретами Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова; «Измайловская» оформлена на тему «Партизанское движение в период Великой Отечественной войны».

512. Первые подземные пешеходные переходы в столице были сооружены в 1959 году на пересечении Кутузовского проспекта и Б. Дорогомиловской улицы, под улицей Горького, под проспектом Маркса, тогда же появился пешеходный тоннель под Ленинским проспектом у Октябрьской площади.

513. Одна из станций московского метрополитена носит имя столицы социалистической Чехословакии — «Пражская», а одновременно вошедшая в строй станция метрополитена в Праге называется «Московская». В проведении отделочных работ в Праге принимали участие московские метростроители, а в Москве на станции «Пражская» трудились чехословацкие рабочие.

514. Автозаводский мост, расположенный вблизи автозавода имени И. А. Лихачева, назван по имени предприятия. Он сооружен в 1961 году (архитекторы К. Н. Яковлев и А. И. Сусоров, инженер С. Я. Терехин).

515. На Малой кольцевой Московской железной дороге не осуществляется пассажирских перевозок. Дорога строилась с целью соединения магистральных железных дорог, идущих от Москвы в разных направлениях, для передачи грузопотоков с одной дороги на другую. В первые годы эксплуатации Малого кольца по ней проходили пассажирские перевозки в небольших масштабах, но с ростом грузопотоков в Москву и в обратном направлении и одновременным развитием городского транспорта пассажирские перевозки стали нерентабельными и совсем прекратились.

516. Оформление станций «Улица 1905 года», «Баррикадная», «Краснопресненская», «Площадь Революции» посвящено революционным событиям 1905 и 1917 годов. Во внутренних или внешних вестибюлях станций «Проспект Маркса», «Площадь Ильича», «Площадь Свердлова», «Калининская», «Дзержинская», «Кировская», «Фрунзенская», «Площадь Ногина», «Бауманская» и «Добрынинская» установлены бюсты партийных, государственных и революционных деятелей, именами которых названы эти станции.

517. Регулярные полеты самолетов йовейших марок соединяют столицу более чем с 200 городами нашей страны. Самые протяженные рейсы совершаются до Владивостока (7600 км), Магадана (7110 км), Петропавловска-на-Камчатке (8840 км).

518. Впервые в мире в практике строительства метрополитена при сооружении станции московского метро «Горьковская» был применен прогрессивный метод: в момент строительства не прерывалось движение поездов на действующем радиусе и не устраивались временные пути в обходных тоннелях. Этот метод позволил сэкономить 2,5 миллиона рублей, значительное количество металла и уменьшить объем земляных работ в сложных инженерно-геоло-гических условиях. Строителям станции «Горьковская» присуждена премия Совета Министров СССР 1983 года.

519. Станция московского метрополитена «Третьяковская» названа по всемирно известной художественной галерее, наименованной, в свою очередь, по фамилии почетного гражданина Москвы Павла Михайловича Третьякова, передавшего свою огромную коллекцию картин в дар городу Москве.

520. Путевые стены станции «Нагатинская» Серпуховской линии московского метрополитена художественно оформлены на сюжеты из древней истории столицы: «Основание Москвы», «Белокаменный Кремль», «Строители колокольни Ивана Великого», «Восстание под предводительством Ивана Болотникова», «Коломенский деревянный дворец», «Покровский собор на Красной площади» (Василия Блаженного). Станция сооружена под руководством архитекторов JI. Павлова, И. Петуховой и Н. Шумакова и художников В. Васильцева и Э. Жареновой.

521. Самым протяженным подземным переходом в столице стал построенный в 1985 году переход на станции Москва-Пассажир-ская-Казанская, соединенный с переходом под Комсомольской площадью. Его общая длина составляет более полукилометра. Сооружение этого перехода явилось одним из этапов расширения и реконструкции Казанского вокзала.

522. Москва — крупнейший транспортный узел страны. Здесь сходятся 11 железнодорожных магистралей, соединяющих столицу со всеми союзными республиками, краевыми и областными центрами, промышленными городами и важнейшими экономическими районами Советского Союза. К Москве подходят 12 наиболее крупных автомобильных магистралей страны.

523. Наибольший перегон на московском метрополитене протянулся между станциями «Текстильщики» и «Волгоградский проспект» — 3,5 километра, а самый короткий — между станциями «Калининская» и «Арбатская» — 0,5 километра.

524. После завершения строительства отрезка московского метрополитена от станции «Серпуховская» до станции «Боровицкая» начал действовать самый крупный пересадочный узел московского метрополитена, включающий четыре станции — «Библиотека имени В. И. Ленина», «Калининская», «Арбатская» и «Боровицкая» .

525. Имена великих русских писателей увековечены в названиях следующих станций московского метро:

1. «Маяковская» — Горьковско-Замоскворецкая линия, открыта в 1938 году, архитектор А. Н. Душкин. В торце станционного зала установлен мраморный бюст В. В. Маяковского работы скульптора А. П. Кибальникова.

2. «Тургеневская» — Калужско-Рижская линия, открыта в 1972 году, архитекторы И. Г. Таранов, Ю. В. Вдовин, И. Г. Пету-хова.

3. «Пушкинская» — Ждановско-Краснопресненская линия, открыта в 1975 году, архитектор Ю. В. Вдовин. Стены станционного зала украшены чеканкой на мотивы произведений А. С. Пушкина. У торцевой стены — скульптурный портрет великого поэта работы скульптора М. А. Шмакова.

4. «Горьковская» — Горьковско-Замоскворецкая линия, открыта в 1979 году, архитекторы Р. И. Семерджиев, Б. И. Тхор, H. Е. Шретер, В. А. Черемин. Художественное оформление станционного зала посвящено творчеству А. М. Горького, в торце зала установлена скульптурная композиция «Горький — буревестник Революции». Скульптор В. М. Клыков.