Карта сайта

ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ «ОТ ЯМЩИКА К МЕТРОПОЛИТЕНУ»

476. Первые мостовые в Москве, по археологическим данным, появились в Кремле уже в XI столетии. Они были деревянными. На полотно дороги обычно укладывались продольные бревна-лаги, а поперек накатывались бревна-кругляки. Сверху они обшивались тесом, доски укладывались вдоль направления движения. На такое благоустройство уходили довольно большие деньги, которые собирались с московского населения как «мостовые деньги».

477. Самым древним мостом в Москве, соединявшим Троицкую башню Кремля с Кутафьей башней, считается Троицкий мост (архитектор Алевиз Фрязин), построенный в начале XVI столетия через реку Неглинную, протекавшую возле кремлевских стен. В начале XX века Троицкий мост был значительно перестроен.

478. Каменная кладка на улицах применялась в конце XVII века. По специальному указу Петра I были замощены цочти все улицы Кремля, Китай-города и Белого города. Основным материалом для уличных покрытий служил булыжник, который доставлялся из довольно далеких мест, например со станции Осташково Николаевской (теперь Октябрьская) железной дороги.

479. Первый каменный мост через Москву-реку был построен в конце XVII века и назывался современниками восьмым чудом света. Он находился вблизи теперешнего Большого Каменного моста. Его строительство обошлось очень дорого, откуда и пошла поговорка: «Дороже каменного моста». На правом берегу мост заканчивался красивой башней, увенчанной двумя шатровыми покрытиями. Мост держался на каменных сводах, до 30 метров шириной. На мосту вскоре появились многочисленные лавки.

480. Работы по укреплению берегов Москвы-реки и ее притоков начались в начале XVIII столетия, когда по распоряжению правительственных органов владельцы земельных участков, расположенных вдоль реки, должны были насыпать землю возле своих домов «накрепко», чтобы организовать проезд транспорта по берегу. К 70-м годам XVIII века были сооружены первые деревянные набережные.

481. Крымский мост назван так по находившемуся поблизости Крымскому двору, где останавливались послы крымского хана.

482. Первые правила уличного движения были введены в столице еще в начале XVIII века. Движение разрешалось только по правой стороне.

483. Первым каменным мостом через реку Яузу стал Дворцовый (Лефортовский) мост, сооруженный в 1777 — 1779 годах по проекту архитектора С. Яковлева. Мост возведен в связи со строительством царского дворца и ныне существующего как памятник архитектуры в Краснокурсантском проезде, 3/5. Позднее мост был кардинально перестроен и значительно расширен, проезжая часть от обоих берегов направлена вниз, а не вверх, как обычно.

484. В дни весеннего половодья Москва-река выходила из берегов, бурными потоками заливала низменные места, сносила небольшие строения, заливала нижние этажи. В конце XVIII века в соответствии с «Прожектированным планом Москвы» решили использовать древние старицы реки и на их месте соорудить канал. В 1783—1786 годах Водоотводный канал начал действовать, что помогло предотвратить значительную часть наводнений.

485. Станция Лизино названа по Лизиному пруду, описанному в известной повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза».

486. Первое шоссе с гладким покрытием, соединившее Москву с Петербургом, было построено в 1834 году. В течение многих лет эта дорога имела дорожную бревенчатую настилку, которая доставляла большие неудобства пассажирам. Одна из российских газет писала: «Для удовлетворения публики «Первоначальное заведение дилижансов» учреждает ежедневный дилижанс из Санкт-Петербурга в Москву и обратно». Ilo первому российскому шоссе отправились «первые экипажи, доступные простолюдинам — на местах, стоимостью от 3 до 5 рублей ассигнациями».

487. В 40-х годах прошлого века в Москве появился первый общественный транспорт — линейки, ходившие из центра к наиболее населенным окраинам города. От Красной площади на линейке можно было доехать до рынков или застав, а от застав — в дачные места. Обычно в линейки запрягали двух, а иногда четырех лошадей. Линейка перевозила 10—12 пассажиров.

488. Московским пароходным перевозкам насчитывается более 125 лет. В 1858 году из Москвы отправились первые два парохода: «Москва» — в Коломну, а «Николай» — в Нижний Новгород. Мощность пароходов в те времена достигала... 30 лошадиных сил.

489. Движение на первой железной дороге между Москвой и Петербургом было открыто в 1851 году. До сегодняшнего дня сохранился первый московский вокзал, построенный в 1849 году по проекту архитектора К. А. Тона. Сохраняя более 130 лет свой внешний облик, вокзал был кардинально реконструирован в 70-х годах XX столетия. Помимо Ленинграда первая железная дорога сейчас связывает столицу с Таллином, Петрозаводском, Мурманском и Хельсинки. Ежедневно от перронов вокзала отходит и прибывает к ним более 40 пар поездов дальнего следования и свыше 140 пар пригородных электропоездов.

490. Первые вагоны конки появились на московских улицах в 1872 году. Вагоны были двухэтажными, на верхней части (империале) проезд стоил дешевле. Конка запрягалась двумя парами лошадей, которые тащили вагон по рельсам. На крутых подъемах припрягались еще одна или две пары лошадей. Появление нового вида транспорта было приурочено к открытию Политехнической выставки, и первая линия проходила от современного Белорусского вокзала до Страстной (ныне Пушкинская) площади. К концу века конка проходила по Бульварному и Садовому кольцам, а от центра — к Воробьевым горам, в Бутырки, Дорогомилово и в другие места столицы. В начале XX столетия конка постепенно была вытеснена трамваем.