Карта сайта

ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ «ИЗ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ» - часть 8 - Первый советский журнал «Ателье» ...

331. Первый советский журнал «Ателье» вышел в Москве в 1923 году. В журнале сотрудничали художник Б. М. Кустодиев, писатели К. А. Федин, М. С. Шагинян, поэты А. А. Ахматова и Ф. А. Сологуб.

332. Первой советской пьесой на революционный сюжет, показанной за рубежом, была «Виринея» Л. Н. Сейфуллиной. В 1925 году студия имени Евг. Вахтангова показала ее в Париже на сцене театра «Одеон».

333. Эти строки взяты из стихотворения поэта В. В. Маяковского «Становление быта». Впервые было опубликовано в газете «Известия» 16 января 1927 года.

334. Многие годы своей творческой жизни замечательный ху-дожник-пейзажист А. М. Васнецов посвятил глубокому изучению истории, археологии, геологии и архитектуры древней Москвы. Созданная им уникальная галерея картин воссоздает архитектурные пейзажи древнего города разных столетий и является наглядным материалом для изучения истории Москвы. Большинство работ художника находятся в Музее истории и реконструкции Москвы. В 1965 году в квартире, где долгие годы жил и работал А. М. Васнецов, открыт мемориальный музей.

335. Героическая драма советского драматурга К. А. Тренева «Любовь Яровая» впервые была поставлена на сцене Малого театра 22 декабря 1926 года. Первыми исполнителями были известные актеры В. Н. Пашенная, П. М. Садовский, С. И. Кузнецов, Е. Д. Турчанинова, E. Н. Гоголева, H. Н. Яковлев и др. Это была первая пьеса на революционную тему, поставленная на сцене Малого театра. Пресса того времени писала, что «Любовь Яровая» — «стала вехой в новой, советской истории русского театра».

336. Памятник великому русскому драматургу А. Н. Островскому установлен перед зданием Малого театра. Вся творческая жизнь Островского была тесно связана с этим старейшим русским театром. Памятник был заложен в 1923 году к 100-летию со дня рождения Островского. Торжественное открытие состоялось 27 мая 1929 года. Авторы памятника — скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков.

337. Героя романа М. Шолохова «Тихий Дон» Григория Мелехова, раненного на австрийском фронте осенью 1914 года, привезли в Москву. Писатель поместил его в глазную лечебницу врача-окулиста К. Снегирева, которая находилась в Колпачном переулке, дом № 11. Здесь произошла встреча Григория с раненым солдатом Гаранжей, который в своих беседах раскрыл Григорию преступный характер империалистической войны, разоблачил подлинные причины ее возникновения.

338. В мае 1928 года в Москву вернулся после лечения в Италии А. М. Горький. Его встречали руководители партии и правительства, писатели, артисты, многочисленные делегации фабрик, заводов и учреждений. На площади состоялся торжественный митинг, на котором с речью выступил Горький. Здесь же ему был вручен билет депутата ВЦИК. В память об этой теплой встрече было решено установить памятник Горькому на площади Белорусского вокзала. Памятник создан в 1951 году по эскизу И. Д. Шадра скульптором В. И. Мухиной в содружестве с Н. Г. Зеленской и 3. Г. Ивановой и при участии архитектора 3. М. Розен-фельда.

339. На территории Сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева установлены памятники: великому естествоиспытателю-дарвинисту, основоположнику русской школы физиологии растений К. А. Тимирязеву (1924, скульптор M. М. Страховская, архитектор С. Е. Чернышев); видному советскому ученому, одному из основоположников современной агробиологии В. Р. Вильямсу (1947, скульптор С. О. Махтин, архитектор И. А. Француз); выдающемуся агрохимику и растениеводу, Герою Социалистического Труда академику Д. Н. Прянишникову (1973, скульпторы О. В. Квинихидзе и Г. А. Шульц, архитекторы Г. Г. Лебедев и В. А. Петров); ученому-лесоводу М. К. Турскому (1912, скульптор П. В. Дзюбанов). Здесь же находится и мемориальный комплекс, посвященный памяти преподавателей, студентов и сотрудников академии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Открытие памятника состоялось в 1965 году в день 100-летия академии (скульпторы А. М. Белашов, В. И. Жуковский, Л. Н. Матюшин, В. И. Чириков и архитектор В. И. Лоренцсон).

340. На фасаде северной трибуны стадиона «Динамо» установлены две мемориальные доски. Одна — в честь 1-го Всесоюзного слета пионеров, который проходил на стадионе в августе 1929 года, вторая — в память о формировании здесь в июле 1941 года первых отрядов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения.

341. Первая стенная газета вышла на одном из крупнейших предприятий Москвы — заводе «Серп и молот».

342. Автором красочного панно из майолики, установленного на фасаде здания гостиницы «Националь», где в те годы находился 1-й Дом Советов, был художник Ф. И. Рерберг. Панно выполнено по ленинскому плану монументальной пропаганды в начале 20-х годов.

343. Впервые бой часов на Спасской башне Кремля с последующим исполнением пролетарского гимна «Интернационал» был передан через радиотрансляционную сеть 20 февраля 1926 года. Для этого микрофоны были установлены на чердаке^ одного из зданий на Красной площади, и сигналы после усиления поступали на Центральный радиоузел на Никольской улице (ныне ул. 25 Октября). Мелодия «Интернационала» исполнялась до февраля 1938 года.

344. В дореволюционной Москве не существовало рабочих клубов. В первые дни после Великого Октября в бывших дворцах и особняках московской буржуазии были организованы рабочие клубы, ставшие своеобразными очагами массовой политической и просветительной работы. В числе первых в Москве появились такие клубы при заводе бывшем Гужона («Серп и молот»), «Трехгорной мануфактуре» и на других предприятиях. В конце 1925 года на Каланчевской площади (ныне Комсомольская) по проекту архитектора А. В. Щусева было сооружено здание первого клуба-театра рабочих Московско-Казанской железной дороги. Здание клуба, в котором сейчас размещается Центральный Дом культуры железнодорожников, сочетается по стилевым особенностям архитектуры с Казанским вокзалом. ЦДКЖ, располагающий залом на 1200 мест, используется для различных концертных выступлений, крупных собраний, шахматных турниров и других мероприятий. В Москве более 300 клубов и Дворцов культуры, одним из последних вошел в строй Дворец культуры автозавода имени Ленинского комсомола.

345. Первый советский планетарий был построен в Москве в 1929 году. Архитекторы — М. О. Барщ и М. И. Синявский. Здание было сооружено в конструктивистском стиле. Круглый зал, перекрытый железобетонным куполом, насчитывает около 500 мест. С внутренней стороны к куполу подвешен демонстрационный экран. За широкую культурно-просветительную деятельность планетарий награжден орденом Трудового Красного Знамени (1979).

346. Первым кинотеатром советской столицы, расположенным в специально построенном для него здании, стал «Ударник». Кинотеатр был сооружен в 1931 году на улице Серафимовича и входил в общий комплекс общественных и жилых зданий на Берсеневской набережной (архитектор Б. М. Иофан). В этом надолго оставшемся самым крупным кинозале столицы насчитывалось 1600 мест, и аппаратура позволяла демонстрировать немые и звуковые фильмы. В день открытия, 7 ноября 1931 года, московские зрители увидели в «Ударнике» фильм «Златые горы» режиссера С. И. Юткевича.

347. Популярная во всем мире советская песня композитора М. Блантера и поэта М. Исаковского «Катюша» впервые исполнялась в 1938 году в Колонном зале Доме союзов. Первыми исполнителями песни были Валентина Батищева и джаз-оркестр СССР под руководством В. Кнушевицкого.

348. Известный советский поэт С. Я. Маршак в приведенных строках говорит о доме № 14/16 по улице Чкалова, где с 1936 по 1938 год жил выдающийся летчик-испытатель Герой Советского Союза В. П. Чкалов. На доме установлена мемориальная доска. В этом же доме жил и сам автор стихотворения.