Карта сайта

ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ «ИЗ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ» - часть 6 - На фасаде здания Государственного музея ...

297. На фасаде здания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина установлены две мемориальные доски в честь основателя музея профессора Московского университета И. В. Цветаева (1847 — 1913) и автора проекта и строителя здания музея архитектора Р. И. Клейна (1858—1924). За проект музея Клейну было присвоено звание академика архитектуры. Мемориальные доски были установлены в 1959 году. Автор — скульптор И. Касаненко.

298. Монументальное произведение В. М. Васнецова «Каменный век» было написано специально для открывшегося в 1883 году в Москве Исторического музея. Художник работал над картиной с лета 1883 года до весны 1885 года у себя в мастерской на Полянке и в Абрамцеве. Васнецов изобразил различные моменты жизни первобытного общества: труд, охоту на мамонта, пиршество. «Каменный век» написан на холсте и прикреплен на цинковых листах к стене зала. Торжественное открытие археологического зала музея, где был установлен фриз «Каменный век», состоялось в ноябре 1885 года. Картина получила высокую оценку современников.

299. Первый кинематограф появился в Москве в саду «Эрмитаж» в мае 1896 года. Демонстрировалась программа, состоявшая из первых лент братьев Люмьер: «Приход поезда на вокзал в Лион», «Выход рабочих с фабрики» и др.

300. Первую русскую революцию 1905 года А. М. Горький встретил в Москве, где он провел осень и зиму 1905 года. Великий писатель принимал активное участие в подготовке к вооруженному восстанию. Его московская квартира была своеобразным революционным центром. Здесь устраивались конспиративные встречи, писались и издавались листовки, хранилось оружие. Впоследствии бурные события московской жизни в период первой революции 1905 года Горький описал в романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина».

301. Выдающийся русский художник В. А. Серов участвовал 20 октября 1905 года в похоронах Н. Э. Баумана, убитого черносотенцами накануне вооруженного восстания московских рабочих. Похороны, превратившиеся в мощную политическую демонстрацию, произвели на художника большое впечатление. Он решил написать картину, но сделал только эскиз, который сейчас хранится в Центральном музее Революции СССР.

302. В. А. Серов написал в 1905 году портреты двух знаменитых актрис Малого театра — M. Н. Ермоловой и Г. Н. Федотовой. Портрет Ермоловой относится к лучшим портретам работы художника. Серов изобразил актрису во весь рост в одной из комнат ее дома на Тверском бульваре. Оба портрета находятся в Государственной Третьяковской галерее.

303. В связи с передачей Третьяковской галереи городу Москве было решено к старому зданию пристроить новый фасад. Известный русский художник В. М. Васнецов предложил свой проект, в котором он использовал традиции русской архитектуры XVII столетия — сочетание белокаменного портала и резных наличников окон с гладкой темно-красной кирпичной стеной. Фасад венчал белокаменный рельефный герб Москвы. В 1905 году москвичи увидели новый фасад галереи, который теперь так хорошо всем известен.

304. Одно из старейших высших учебных заведений столицы — Московское высшее техническое училище носит имя видного революционного деятеля Н. Э. Баумана. В дни первой русской революции 1905 года в училище работал Московский комитет партии, проходили партийные конференции, проводились многолюдные митинги. Здесь с 18 по 20 октября в актовом зале был поставлен гроб с телом злодейски убитого Н. Э. Баумана. В 1963 году перед зданием училища был установлен памятник Н. Э. Бауману. Авторы памятника — скульптор А. П. Шлыков, архитектор А. А. Савин.

305. Владелец мебельной фабрики на Пресне студент-революционер Н. П. Шмит в период первой русской революции 1905 года в Москве создал и вооружил у себя на фабрике первую рабочую дружину, которая геройски сражалась на баррикадах, и передал МК РСДРП более 20 тысяч рублей на приобретение оружия. После подавления восстания Шмит был арестован и зверски убит в Бутырской тюрьме. В 1971 году в сквере проезда, названного именем студента-революционера, установлен памятный знак с рельефным бронзовым портретом Н. П. Шмита. Авторы — скульпторы Г. Д. Распопов и В. И. Юдин, архитектор Г. П. Карибов.

306. Выдающийся русский художник И. И. Левитан в своем полотне «Владимирка» изобразил старую Владимирскую дорогу, связанную с судьбами лучших представителей российского революционного движения, отправленных в сибирскую ссылку по этой дороге,— декабристов, А. Н. Радищева, народовольцев, многих видных деятелей большевистской партии.

307. Революционные события первой русской революции 1905 — 1907 годов получили наиболее яркое и многогранное отражение в произведениях двух известных московских художников — Н. А. Касаткина и С. В. Иванова. Это знаменитая картина Н. А. Касаткина «Углекопы. Смена», многочисленные рисунки и эскизы, сделанные по живым следам событий: «Лихая ткачиха», «Беззаветная жертва революции», «После обыска», «Студент» и многие другие. С. И. Иванов первым в русской живописи обратился к теме народной борьбы против самодержавия. Его рисунки «В манеже», «Привели», «Победили», «У стенки», «Едут! Карательный отряд» с документальной точностью отображают исторические события, свидетелем которых был сам художник. В дни революции художник вступил в боевую дружину, бывал на митингах в Московском университете и состоял в его охране.

308. Причудливый особняк, построенный в конце прошлого столетия на Воздвиженке (ныне просп. Калинина, 16, Дом дружбы с народами зарубежных стран) московским промышленником А. Морозовым, упоминается во второй части романа великого русского писателя Л. П. Толстого «Воскресение» и в автобиографической повести советского писателя К. Г. Паустовского «Начало неведомого века».

309. Скульптурный портрет Л. Н. Толстого помещен на фасаде шестиэтажного дома в Плотниковом переулке, 4. Дом сооружен в начале XX столетия.

310. Первое скульптурное изображение В. И. Ленина сохранилось в форме барельефа на доме № .12 по улице Веснина. Барельеф выполнен скульптором Г. Кепиновым и установлен вскоре после смерти В. И. Ленина. Председатель СНК В. И. Ленин побывал в этом месте в связи с визитом в германское посольство 6 июля 1918 года по поводу убийства посла Мирбаха левыми эсерами, которые в тот же день организовали контрреволюционный мятеж.

311. Мемориальная доска, установленная на фасаде здания Исторического музея со стороны Красной площади, повествует, что здесь 27 октября 1917 года произошло первое сражение революционных солдат-двинцев с юнкерами. В бою был смертельно ранен командир отряда E. Н. Сапунов. Вторая доска, установленная на здании со стороны площади 50-летия Октября, напоминает о том, что здесь в 1755 году был открыт первый в России Московский университет, основанный великим русским ученым М. В. Ломоносовым,

312. В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды первый скульптурный памятник был открыт в Москве 6 октября 1918 года на Триумфальной площади (ныне пл. Маяковского). Это был бюст революционного просветителя, писателя А. Н. Радищева работы скульптора Л. В. Шервуда. В начале 30-х годов в связи с реконструкцией площади памятник был снят и передан в Музей Революции СССР. Сейчас памятник хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева.