Карта сайта

ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ «ИЗ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ» - часть 4 - Автором скульптурного фонтана ...

268. Автором скульптурного фонтана на площади Свердлова является известный русский скульптор И. Г1. Витали (1794—1855). Он был сооружен в 1835 году как водоразборный фонтан московского водопровода. Отсюда водовозы развозили воду москвичам. По замыслу скульптора детские фигурки, расположенные под чашей фонтана, должны были олицетворить Комедию, Трагедию, Музыку, Поэзию.

269. Первой оперой П. И. Чайковского была опера «Воевода». Либретто написал выдающийся драматург А. П. Островский совместно с композитором на сюжет одной из своих пьес. Премьера состоялась 30 января 1869 года на сцене Большого театра. Опера прошла с успехом, композитору был преподнесен лавровый венок.

270. В 1873 году П. И. Чайковскому предложили написать музыку к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка». Сюжет «весенней сказки» увлек композитора, и через три недели партитура была готова. Из-за ремонта Малого театра премьера «Снегурочки» состоялась на сцене Большого театра И мая 1873 года. В пьесе были заняты лучшие силы, в том числе M. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, И. В. Самарин и другие. Чайковский говорил, что музыка к «Снегурочке» — это одно из любимых его детищ.

271. Выдающийся русский живописец XIX века В. А. Тропи-. нин создал замечательную галерею портретов своих современников. Среди них — автопортрет самого художника. Тропинин изобразил себя на фоне Московского Кремля, вид на который открывался из окон его мастерской. Автодортрет был написан в 1846 году и сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.

272. Из богатой московской купеческой семьи Боткиных вышли три известных впоследствии брата — писатель Василий Петрович, художник, академик живописи Михаил Петрович и врач, основатель школы научной клиники внутренних болезней Сергей Петрович. Его именем названа одна из крупнейших городских клинических больниц, а также 1-й и 2-й Боткинские проезды.

273. Малы й театр в Москве нередко называют «домом Островского», так как все пьесы этого известного драматурга были еще при его жизни поставлены в Малом театре. Первой пьесой, которую увидели зрители, была комедия «Не в свои сани не садись» (1853). В этом спектакле участвовали такие известные артисты, как J1. И. Косицкая-Никулина, П. М. Садовский, С. В. Васильев, С. В. Шумский. «Взвился занавес,— писал И. Ф. Горбунов.— и со сцены послышались новые слова, новый язык, до того неслыханный со сцены, появились живые люди из замкнутого купеческого мира...»

274. Работая над картиной «Боярыня Морозова», В. И. Суриков проводил короткие зимние дни на московских улицах. Он стремился изобразить многие детали непосредственно с натуры, например даже следы розвальней, оставленные на снегу. С натуры написана также и церковь Николы на бывшей Долгоруковской улице (ныне Каляевская).

275. Во дворе старейшего московского театрального училища Малого театра (Пушечная ул., 2/6), из стен которого вышла прославленная плеяда мастеров сцены, установлен памятник великому актеру, основоположнику реалистической школы русского театрального искусства, реформатору театра М. С. Щепкину. Впервые Щепкин выступил перед москвичами в 1822 году и сорок лет не покидал сцену Малого театра. Открытие памятника великому артисту состоялось в октябре 1980 года. Скульптор — А. В. Тарасенко, архитектор — А. К. Тихонов.

276. В 1856 году в доме собирателя картин П. М. Третьякова в Лаврушинском переулке появилась первая картина, положившая основание будущей знаменитой Третьяковской галереи. Это была картина русского художника Н. Шильдера «Искушение».

277. Известный художник-передвижник В. Г. Перов в картине «Тройка» изобразил троих подростков — учеников мастеровых, везущих в гору Рождественского бульвара вдоль монастырской стены сани с огромной обледеневшей бочкой, наполненной водой. Так тащили воду из бассейна на Трубной площади к Сретенским воротам. Картина была написана в 1866 году.

278. Слова «Спешите делать Добро» были девизом всей жизни замечательного врача-гуманиста Ф. П. Гааза (1780—1853), жившего в Москве. Более четверти века Гааз работал главным врачом московских тюрем. Ему удалось добиться облегчения участи больных-заключенных. В 1909 году в М. Казенном переулке (ныне пер. Мечникова), где жил и работал Гааз, был поставлен памятник, созданный на средства, собранные москвичами. Автор памятника — скульптор Н. А. Андреев — передал свою работу в дар родному городу.

279. Особняк в Камергерском переулке был перестроен для Художественного театра по проекту видного русского архитектора Ф. О. Шехтеля (1902). Горельеф «Волна», или, как его еще называют, «Пловец», над боковым входом в театр был выполнен скульптором А. С. Голубкиной и установлен в 1903 году. Автор горельефа символично отразила подъем революционного движения в России в канун первой русской революции 1905 года.

280. На народные средства, собранные по подписке в дореволюционной Москве, было установлено большинство скульптурных памятников: Минину и Пожарскому на Красной площади (скульптор И. Мартос), установлен в 1818 году; А. С. Пушкину на Пушкинской площади (скульптор А. М. Опекушин, архитектор И. С. Богомолов), открыт в 1880 году в начале Тверского бульвара, в 1950 году в связи с реконструкцией площади передвинут на новое место; гренадерам — героям Плевны в сквере на площади Ильинских ворот (скульптор В. О. Шервуд), открыт в 1887 году; Н. И. Пирогову на Б. Пироговской улице (скульптор В. О. Шервуд), открыт в 1897 году; первопечатнику Ивану Федорову на проспекте Маркса (скульптор С. М. Волнухин, архитектор И. II. Машков), открыт в 1909 году; Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре, в советские годы перенесен во двор дома № 7а по Суворовскому бульвару (скульптор Н. А. Андреев, архитектор Ф. О. Шехтель).

281. В 1902 году А. М. Горький передал театру свою первую пьесу «Мещане», которой Художественный театр 25 октября того же года открыл свой сезон в новом здании в Камергерском переулке (ныне пр. Художественного театра). Пьеса имела большой успех. Впервые на сцене был выведен образ рабочего-революционера.

282. Кантата гениального русского композитора П. И. Чайковского «Москва» для солистов, хора и оркестра на слова поэта А. Н. Майкова была посвящена великому городу. Впервые кантата была исполнена в Грановитой палате Московского Кремля в 1883 году. Дирижировал композитор и дирижер Э. Направник.

283. В январе 1882 года в' Москве проводилась трехдневная перепись жителей города. Л. Н. Толстой, интересовавшийся в это время жизнью бедноты Москвы, просил включить его в состав сотрудников переписи. Он получил участок недалеко от Смоленского рынка, в Проточном переулке, где в трущобах ютилась городская беднота. По словам писателя, это был «притон самой страшной нищеты и разврата». Под впечатлением всего увиденного Толстой пишет трактат «Так что же нам делать?», где резко выступает против социального гнета и несправедливости. Впоследствии, работая над пьесой «Живой труп», Толстой поселил Федю Протасова в один из домов в Проточном переулке.

284. Эмблемой Московского академического Художественного театра стала чайка, изображенная на занавесе театра, так как одним из первых спектаклей, поставленных на его сцене, была «Чайка» А. П. Чехова, показанная зрителям в декабре 1898 года, т. е. в год основания театра. В день состоявшейся премьеры Чехов получил телеграмму от Вл. И. Немцровича-Данченко: «Только что сыграли «Чайку», успех колоссальный...» Автором эмблемы является архитектор Ф. О. Шехтель.

285. В Москве имеются два театральных училища, названные именами выдающихся русских артистов,— Театральное училище имени М. С. Щепкина при Малом театре и Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре имени Евг. Вахтангова.