Карта сайта

ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ «ИЗ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ» - часть 2 - В 1672 году по указанию царя ...

236. В 1672 году по указанию царя Алексея Михайловича в селе Преображенском на Яузе была сооружена «Комедийная хоромина» — здание первого театра на Руси. Первое представление состоялось 17 октября 1672 года. В этот день была поставлена пьеса на библейский сюжет «Есфирь, или Артаксерксово действо», которое продолжалось около десяти часов.

237. В операх М. И. Глинки «Иван Сусанин», М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» действие в некоторых сценах происходит в Москве XVII века.

238. В 1702 году по указанию Петра I на Красной площади близ Никольских ворот Кремля был открыт первый в России публичный общедоступный театр — «Комедийная хоромина». Для театра было построено длинное одноэтажное здание. Зрительный зал вмещал до 400 человек. Репертуар состоял из переводных пьес на библейские и исторические сюжеты. Представления давались по понедельникам и четвергам. В эти дни стража закрывала ворота Кремля, Китай-города и Белого города значительно позднее. Спектакли сопровождались музыкой и сценическими эффектами. Во всех спектаклях обязательно действовал любимец публики Шут, или, как тогда его называли, «издевочный слуга». Сначала в театре играли иностранные актеры, но в 1704 году русские актеры показали в театре три пьесы на родном языке. Театр на Красной площади просуществовал до 1707 года.

239. В парке Государственного музея-заповедника «Коломенское» находится старинное одноэтажное строение, сложенное из толстых сосновых бревен. Этот дом был построен в 1702 году в устье реки Северной Двины для Петра I. В этот период Россия вела войну со Швецией. Петр сам следил за работами по укреплению оборонительных сооружений для защиты Архангельска со стороны моря. В середине прошлого столетия домик Петра перевезли в Архангельск, а в 1934 году он был доставлен в Москву и после реставрации установлен в Коломенском.

240. Один из крупнейших крепостных театров в России находился в подмосковной усадьбе «Останкино», принадлежавшей графу Шереметеву. Театр занимал самый большой зал дворца, который с помощью специальных приспособлений трансформировался после спектаклей в танцевальный зал. На сцене театра могли одновременно играть до 200 актеров. В останкинском театре ставились оперы и балеты русских и европейских композиторов. С театром были связаны имена многих талантливых крепостных мастеров: композитора С. А. Дегтярева, мастера музыкальных инструментов И. Батова, актрисы П. И. Жемчуговой-Ковалевой и балерины Т. В. Гранатовой (Шлыковой) и других.

241. В Историческом проезде на доме № 1 установлена мемориальная доска в честь выдающегося русского писателя, революционного просветителя, неутомимого борца против крепостничества, автора «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1749—1802). В этом здании находилось Московское губернское правление, где в октябре 1790 года в течение трех недель находился под стражей больной Радищев но пути следования в сибирскую ссылку. Мемориальная доска с барельефом писателя была установлена в 1962 году (скульптор Г. Г. Сорокин).

242. Первая русская оригинальная опера «Перерождение» была поставлена в театре на Знаменке (ныне ул. Фрунзе) в январе 1777 года. Музыка была подобрана «на голос», в ее основе лежали русские народные песни «В лесочке», «Деревня от деревни», «Ой, реченька», автор текста — М. А. Матинский. Более известная опера «Мельник — колдун, обманщик и сват» (музыка M. М. Соколовского, текст А. А. Аблесимова) стала второй оперой, поставленной на сцене Большого театра в январе 1779 года.

243. Мемориальная доска великому русскому полководцу, генералиссимусу А. В. Суворову установлена на доме № 42 по улице Герцена. В середине XVIII столетия это владение принадлежало отцу полководца генерал-аншефу В. И. Суворову, а в 1775 году перешло по наследству А. В. Суворову, который владел им до 1800 года. В последующие годы дом был значительно перестроен. Мемориальная доска с барельефом Суворова была установлена Московским отделением русского Военно-исторического общества.

244. В сквере на Тишинской площади в 1983 году в ознаменование 200-летия подписания Георгиевского трактата между Россией и Восточной Грузией о дружбе и взаимопомощи был воздвигнут монумент «Дружба навеки». Над проектом памятника работали народный художник СССР Зураб Церетели и известный поэт Андрей Вознесенский, архитектор по образованию. Монумент не случайно установлен в этой части Москвы. В 1720 году здесь поселился грузинский царь Вахтанг, бежавший из Грузии от турецких и персидских захватчиков. Вскоре вокруг усадьбы Вахтанга возникла грузинская колония, которая сыграла большую роль в расширении экономических и политических связей между Россией и Грузией. Память о грузинской колонии сохранилась в названиях Грузинских площади, улиц, переулка и вала в Москве.

245. Художник Ф. Я. Алексеев в 1800 году был направлен Академией художеств в Москву для зарисовки достопримечательных мест древней столицы. Алексеев прибыл в Москву в сопровождении двух учеников. Художник прожил здесь полтора года и написал большое количество акварельных этюдов архитектурных и исторических памятников города. Вернувшись в Петербург, Алексеев на основе этих этюдов создал замечательную серию картин, сохранивших потомкам облик Москвы до пожара 1812 года.

246. В бывшем Лефортовском парке (сейчас парк Московского военного округа) в 1805 году был сооружен памятник-ротонда в честь участия Петра 1 в создании этого парка. Царь сам посадил в парке несколько деревьев. В 1904 году во время урагана памятник сильно пострадал, но был восстановлен.

247. В период Отечественной войны 1812 года знаменитый французский писатель Стендаль (Анри Бейль) служил в интендантстве наполеоновской армии, вместе с которой пробыл в Москве в течение пяти недель. Москва произвела на писателя большое впечатление, о чем он писал в письмах и в дневнике. Во время московского пожара Стендаль находился во французском лагере, который был разбит в парке у Петровского дворца на Петербургском тракте (ныне Ленинградский просп.).

248. Замечательный русский художник В. В. Верещагин в 1887 году приступил к работе над циклом картин, посвященных событиям Отечественной войны 1812 года. Над этой темой художник работал более двенадцати лет. За это время было написано 20 картин. Многие из этих произведений рассказывали о пребывании наполеоновской армии в Москве. В 1895 году десять первых картин были выставлены в Историческом музее, где сейчас хранится вся серия, поступившая в музей в 1930 году.

249. Мемориальная доска, установленная на высотном здании на Лермонтовской площади, напоминает о том, что на этом месте находился дом, в котором 15 октября 1814 года родился великий русский поэт М. Ю. Лермонтов.

250. Первым произведением молодого А. С. Пушкина, вышедшим в свет, было стихотворение «К другу стихотворцу», напечатанное в московском журнале «Вестник Европы» № 13 за 1814 год. Стихотворение за подписью «Александр Н.к.ш.п. (согласные буквы фамилии Пушкина в обратном порядке) было посвящено лицейскому другу будущему поэту-декабристу В. К. Кюхельбекеру.

251. Триумфальные ворота первоначально были сооружены в 1834 году у Тверской заставы (ныне пл. Белорусского вокзала). Это величественное мемориальное сооружение в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года было выполнено по проекту выдающегося архитектора О. И. Бове. Скульптурное оформление принадлежит И. П. Витали и И. Т. Тимофееву. В 1936 году в связи с реконструкцией улицы Горького арка была разобрана, а в 1968 году восстановлена на участке Кутузовского проспекта, в 1975 году названном площадью Победы.