Карта сайта

ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ «ИЗ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ»

223. В середине XIV века на восточных подступах к Москве, откуда, как и с юга, совершались набеги врага, был основан Спасо-Андроников монастырь. Свое название он получил по имени первого игумена — Андроника. В 20-е годы XV века в монастыре был сооружен Спасский собор, один из древнейших сохранившихся в Москве памятников каменного зодчества. В последние годы своей жизни в монастыре жил и работал великий русский художник, создатель Московской школы живописи Андрей Рублев (1360— 1427). При реставрации Спасского собора были обнаружены фрагменты фресок работы гениального мастера. А. Рублев умер в 1427 году и похоронен на монастырском кладбище, где были похоронены воины, погибшие на Куликовом поле. В монастырских помещениях в 1960 году был открыт Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, экспозиция которого знакомит с уникальными памятниками живописи и декоративно-прикладного искусства XIV—XVII веков. В сквере перед входом в монастырь установлен памятник А. Рублеву (скульптор О. К. Комов).

224. После окончания строительства главной башни Кремля — Фроловской (Спасской) в 1491 году над проездными воротами башни со стороны Кремля и Красной площади установили две белокаменные доски с текстом на русском и латинском языках. Они свидетельствовали, что башня построена по желанию Ивана III итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Это были первые мемориальные доски, установленные в Москве.

225. Как предполагают ученые, первые часы на Фроловской (Спасской) башне Кремля были установлены вскоре после окончания ее строительства в 1491 году. Примерно через сто лет часы были установлены на Троицкой и Тайницкой башнях. У каждых

часов был свой часовой мастер, который должен был регулировать их ход и производить ремонт.

226. Первой скульптурой, установленной в Москве в 1464 году над воротами Фроловской (Спасской) башни белокаменного Кремля, была выполненная в камне фигура Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змея. Через два года с противоположной стороны башни была установлена вторая скульптура — Дмитрия Солунского. Автором этих скульптур был талантливый зодчий Василий Ермолин. В конце XV столетия в связи со строительством нового Московского Кремля скульптуры были сняты. До наших дней сохранился фрагмент скульптуры Георгия Победоносца, который находится в Государственной Третьяковской галерее.

227. Старейшим музеем Москвы является Государственная Оружейная палата в Кремле — сокровищница уникальных произведений декоративного искусства и материальной культуры. Как музей палата открыла свои залы в 1813 году. Здание, в котором сейчас размещается экспозиция, было построено по проекту русского архитектора К. А. Тона в 1851 году.

228. В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтов дал описание Москвы XVI столетия.

229. Выдающийся русский балетмейстер, артист и педагог А. П. Глушковский в 1821 году поставил балетный спектакль, созданный по собственному либретто, «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника». Это была первая попытка использовать произведение русского писателя для балета. До этого события русские балетные постановщики строили либретто обычно на основе произведений иностранных авторов.

230. Один из опричников Ивана IV, Генрих Штаден, написал «Записки» о своем пребывании с 1564 по 1576 год в Московском государстве. Он наиболее полно и подробно по сравнению с другими авторами описал московскую жизнь XVI столетия и быт иностранной слободы. До начала Великой Отечественной войны рукопись «Записок» хранилась в Государственном архиве города Ганновера в Германии. На русском языке «Записки» под названием «О Москве Ивана Грозного» впервые были изданы в Москве в 1925 году.

231. Действие оперы композитора Н. А. Римского-Корсакова «Нарекая невеста», написанной на сюжет одноименной пьесы московского поэта Л. Мея, происходит в Москве времени Ивана Грозного, во второй половине XVI столетия, когда Псков был присоединен к Москве. Первое представление оперы состоялось к Москве на сцене Частной оперы С. И. Мамонтова в октябре 1899 года и прошло с большим успехом.

232. Первая московская типография — Печатный двор — была основана при поддержке Ивана IV в 1553 году. Через несколько лет в Китай-городе на Никольской улице (ныне ул, 25 Октября, 15,— Московский историко-архивный институт) для Печатного двора было построено специальное здание. Во главе нового дела был поставлен дьякон Иван Федоров вместе с помощником Петром Мстиславцем. После большой подготовительной работы в 1564 году была издана первая русская датированная книга «Апостол». Книга была набрана четким шрифтом и художественно оформлена. (В связи с 400-летием выхода в свет первой русской датированной книги на здании Историко-архивного института в 1964 году была укреплена мемориальная доска.) Через год на Печатном дворе была издана первая книга для обучения детей «Часовник».

233. Историческая опера П. И. Чайковского «Опричник» была третьей оперой тогда еще молодого композитора. Сюжетом для либретто, написанного самим композитором, послужила трагедия русского писателя И. И. Лажечникова «Опричник», действие которой происходит в Москве в эпоху царствования Ивана Грозного. В Москве опера «Опричник» впервые была поставлена весной 1875 года на сцене Большого театра, но вскоре была снята с репертуара, по высказыванию Чайковского, за то «...что сюжет по теперешнему времени революционный».

234. На проспекте Маркса, недалеко от того места, где была напечатана первая датированная книга на Руси «Апостол», установлен памятник первопечатнику Ивану Федорову. Памятник был сооружен по инициативе Московского археологического общества на средства, собранные по всенародной подписке. Торжественное открытие памятника состоялось 10 октября 1909 года. Авторы памятника — скульптор С. М. Волнухин и архитектор И. П. Машков.

235. В Кремле между Комендантской и Троицкой башнями находятся боярские палаты, построенные в середине XVII века для царского родственника И. Милославского. После его смерти палаты перешли в казну и были присоединены к царским покоям. В 1679 году палаты были переделаны под театр, в котором устраивались «комедийные или потешные действия» — спектакли для царя и придворных. Эти спектакли, или, как их тогда называли, «потехи», дали название Потешному дворцу.