Карта сайта

ИЗ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ - часть 2 - в Древней Руси в изобразительном искусстве ...

...в Древней Руси в изобразительном искусстве широко использовался женский труд, особенно в иконописи. Успешно занималась живописью царевна Софья, которая была, по предположениям, автором миниатюр к известному медведковскому Евангелию 1681 года. Она же хорошо играла на клавесине и писала пьесы для театра, в которых сама выступала в качестве актрисы. Кроме того, царевна Софья была первым режиссером пьес великого французского драматурга Мольера в России. Она поставила на сцене Потешного дворца в Кремле пьесу Мольера «Лекарь поневоле».

237. В каких операх русских композиторов действие происходит в Москве XVII века?

...наше современное летосчисление введено в Москве с 1 января 1-700 года, до этого новый год начинался с 1 сентября и исчислялся от «основания мира» — с 5508 года.

...первая русская газета «Ведомости», созданная по указу Петра I, вышла в Москве 17 декабря 1702 года. Она издавалась на Печатном дворе на Никольской улице (ныне ул. 25 Октября). Газета сыграла важную роль в развитии печатного дела в России.

...в начале XVIII столетия в Москве была создана грузинская типография, где в 1705 году была издана первая грузинская печатная книга «Псалмуни».

...первая публичная библиотека в Москве была открыта в специально построенном для нее здании на Красной площади у Спасских ворот в конце 20-х годов XVIII века книгоиздателем В. В. Киприя-новым.

238. Когда и где в Москве был открыт первый публичный театр?

239. Где в Москве находится домик Петра I?

...в 30-х годах XVIII столетия на Красной площади был сооружен деревянный театр на 3 тысячи мест, где устраивались концерты инструментальной музыки и оперные представления. Этот театр, один из самых больших в Европе, строили по проекту молодого Растрелли. Во время одного из больших московских пожаров театр сгорел, и по приказу императрицы Елизаветы Петровны в Лефортове был сооружен новый деревянный театр на 5 тысяч мест. Здание имело воздушное отопление, звукоизоляцию помещений и сцену, оборудованную различными механизмами, или «чудесами», как тогда их называли.

...великий русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков за три года своей издательской деятельности, связанной с университетской типографией, издал больше книг, чем было выпущено до него в этой типографии за 24 года ее существования.

240. Где находился один из крупнейших русских крепостных театров XVIII века и каких мастеров этого театра вы знаете?

...издательская деятельность Московского университета, сыгравшая важную роль в развитии науки, культуры и печатного дела в России, началась в 1756 году с издания сочинений основателя университета великого русского ученого М. В. Ломоносова.

...в 1757 году итальянский композитор Джиованни Локателли получил разрешение на открытие в Москве публичного оперного театра с итальянской труппой. Через два года за Каланчевским нолем на берегу Красного пруда (ныне Краснопрудный пер.) было возведено большое - деревянное здание театра с вместительным зрительным залом в три яруса, галереей и ложами. Сцена была оснащена машинами для смены декораций. В январе 1759 года москвичи присутствовали на первом оперном спектакле «Сердечный магнит».

...вплоть до середины XVIII столетия в составе трупи русских театров не было ни одной женщины. Все женские роли исполнялись мужчинами. Первой актрисой стала Татьяна Троепольская, вступившая в состав труппы университетского театра, руководимого поэтом M. М. Херасковым.

...первый московский журнал «Полезное увеселение» начал издавать в 60-х годах XVIII века известный поэт того времени M. М. Херасков. В журнале сотрудничал молодой Д. И. Фонвизин.-

...в конце января 1763 года русский актер Ф. Г. Волков поставил на улицах Москвы маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II. В создании сценария праздника приняли участие А. П. Сумароков и M. М. Херасков. Политической основой такого праздника было оправдание очередного дворцового переворота. Процессия шла по улицам Немецкой (Бауманская), Новой Басманной, Мясницкой (Кирова), Новой площади, Маросейке (Богдана Хмельницкого), Покровке (Чернышевского). Участники маскарада, одетые в соответствующие костюмы, обличали темные стороны русской жизни XVIII века — взяточничество, неправый суд, жестокость и т. д.

...на месте Большого театра в 1780 году предприниматель М. Ме-докс построил театр, который иногда называли Петровским театром. Здание было сооружено за пять месяцев. Здесь были поставлены оперы русских и зарубежных композиторов, а также драматические спектакли, в том числе «Недоросль» Д. И. Фонвизина. В 1805 году театр сгорел и простоял 20 лет в развалинах.

...в XVIII —XIX веках в Москве и Петербурге устраивались красочные зрелища — конные карусели. Небольшие группы из четырех или пяти всадников, которых называли кадрили, проводили бои на копьях или деревянных палицах, метали дротики, рубили чучела, стремились попасть копьем в подвешенное кольцо. В состязаниях в качестве судей принимали участие выходцы из титулованных фамилий — Долгорукие, Хованские, Трубецкие, Гагарины и т. д. Последняя карусель состоялась в Москве в 1811 году у Калужской заставы (ныне Ленинский просп.). По проекту известного зодчего Ф. Кампорези здесь был построен большой амфитеатр с галереями и ложами. Интересное зрелище сопровождалось музыкой военных оркестров.

...старейшим любительским хоровым коллективом Москвы является академический хор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, отметивший свое 200-летие. А старейшим профессиональным хором является Государственная республиканская русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова.