Карта сайта

ОТВЕТЫ К РАЗДЕЛУ «ИЗ ДЕРЕВА И КАМНЯ» - часть 2 - Башня «Дуло» находится на Восточной улице ...

173. Башня «Дуло» находится на Восточной улице. Она построена в 40-х годах XII века и некогда была частью укреплений Симонова монастыря — важной оборонительной крепости в цепи южных московских укреплений. Сейчас сохранились четыре боевых яруса башни, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка.

174. Архитектурный памятник под названием «Голландский домик» сохранился в ансамбле усадьбы «Кусково». Это самая ранняя постройка в парке. Ее появление в русской усадьбе вызвано впечатлениями, полученными хозяином — сподвижником Петра I графом Шереметевым — от посещения Голландии. В домике воспроизведены многие детали быта, мебели, посуда — все, что он видел в зарубежной поездке. Как и дома в Голландии, домик сделан из кирпича, оштукатурен и сверху расписан под кирпич.

175. Меншикова башня (церковь архангела Гавриила) построена в 1704 — 1707 годах по проекту архитектора И. П. Зарудного. Находится в Телеграфном переулке. Названа по фамилии владельца участка и заказчика — сподвижника Петра I А. Д. Меншикова. Первоначально башня имела высокий шпиль, который сгорел в 1723 году. Сооружение отличается легкостью и изяществом благодаря тонким архитектурным формам, найденным автором, и декоративному белокаменному убранству церкви. Зодчий проявил себя как незаурядный скульптор, украсив внутреннее помещение храма замечательными лепными деталями.

176. Интересный архитектурный памятник конца XVIII века — Ростокинский акведук, вблизи проспекта Мира, связан со строительством первого московского водопровода. Он был возведен в 1785 году через реку Яузу. Вода от мытищинских ключей в Москву текла в широкой крытой каменной галерее, выложенной листами свинца. Галерея покоилась на каменных устоях, образующих 21 арку. Лицевая сторона акведука и устоев выложена тесаным белым камнем, доставленным сюда после разборки в Москве стен Белого города. Ростокинский акведук, имеющий длину 356 метров, был по тому времени самым большим мостом в России.

177. На бывшей Б. Калужской улице (ныне Ленинский просп.) на рубеже XVIII и XIX столетий выросло величественное здание Голицынской больницы, построенное М. Ф. Казаковым. Памятник сооружен в классическом стиле. Над шестиколонным портиком располагается фронтон, выделяющий центральную часть здания. Примерно через три десятилетия рядом появилось другое здание в стиле позднего классицизма, построенное О. И. Бове, также с портиком, широкой лестницей и прямоугольным парадным двором. В обоих зданиях в течение многих десятилетий размещаются лечебные учреждения, в наши дни — городская больница № 1 имени Н. И. Пирогова.

178. Здание, в котором сейчас размещается Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана на 2-й Бауманской улице, известно под названием Слободского дворца. Оно было сооружено в середине XVIII столетия, затем неоднократно перестраивалось, в том числе выдающимися зодчими XVIII —XIX столетий — Дж. Кваренги, М. Ф. Казаковым и Д. Жилярди. Скульптурная композиция над центральной частью принадлежит И. П. Витали.

179. Первый план благоустройства Москвы был составлен в 1775 году. Он предусматривал благоустройство только центральной части города. В его разработке принимал участие М. Ф. Казаков. По этому плану намечалось изменить облик некоторых площадей и улиц, замостить мостовые и т. д. Однако исполнение плана затянулось на многие десятилетия и осуществилось частично.

180. Автором старого здания библиотеки имени В. И. Ленина является великий русский зодчий В. И. Баженов. Это здание (1785 —1786) является классическим образцом тонкой архитектурной композиции' из трех объемов — центрального корпуса и двух флигелей, увенчанных фронтоном. Центральный корпус заканчивается изящным бельведером. Портик насчитывает всего четыре колонны, но по сторонам их дополняют скульптуры. Здание создает впечатление легкости, гармоничности и торжественности. Дом поставлен на высоком Ваганьковском холме. Здание строилось как городская усадьба для богатой дворянской семьи Пашкова.

181. Автор двух белокаменных беседок-ротонд в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького — выдающийся русский зодчий М. Ф. Казаков, который являлся одним из основоположников русского классического стиля в архитектуре.

182. Петровский дворец (Ленинградский просп., 40) построен в 1775 — 1782 годах по проекту М. Ф. Казакова. Он использовался для временного пребывания царственных особ перед въездом в древнюю столицу. Казаков применил в этом сооружении формы средневековой замковой архитектуры: башни, крепостные стены, стрельчатые готические окна. Однако зодчий широко сочетал с этими элементами детали древнерусской архитектуры: кувшино-образные столпы, двойные арки с гирьками. Свое название дворец и парк получили от Высоко-Петровского монастыря, у которого был приобретен этот земельный участок.

183. Самую большую колоннаду из 16 колонн коринфского стиля имеет бывший Екатерининский дворец (Краснокурсантский пр., 3/5). Дворец строился для Екатерины II в 1773—1796 годах (архитекторы А. Ринальди, П. Маку лов, К. Бланк, Дж. Кваренги). Колонны возведены из отесанных блоков естественного камня. Екатерининский дворец сооружен на месте сгоревшего летнего дворца «Анненгоф».

184. Колонный зал Дома союзов (ранее Благородное собрание) был построен М. Ф. Казаковым в конце XVIII века. Зал принадлежит к числу выдающихся сооружений зодчего. Торжественность залу придают стройные белые колонны, поставленные вдоль стен зала, хрустальные люстры и настенные зеркала в форме окон. В центре каждой стены — широкие арочные проемы, которые были перестроены в начале XX века. В свое время в Колонном зале давались пышные балы, устраивались наиболее значительные парадные приемы.

185. Название «дом-комод» за своеобразные архитектурные формы получили дом № 22 на улице Чернышевского и дом № 6 на Садовой-Кудринской улице, в котором находится Музей А. П. Чехова. Первый из них был сооружен в середине XVIII столетия и представляет собой ценный памятник русской архитектуры стиля русского барокко. Дом принадлежал Апраксину и создан крупным зодчим, близким к школе Растрелли. Здание отличается пластичностью, пышными лепными и архитектурными украшениями и яркой расцветкой. Второй дом известен как место жительства А. П. Чехова в 1886—1890 годах.

186. Здание старого Гостиного двора на Ильинке (ныне ул. Куйбышева) было построено по проекту архитектора Джакомо Кваренги в 1790—1805 годах. Здесь издавна находилось одно из самых оживленных мест древней Москвы. «Гостями» назывались наиболее богатые русские купцы, связанные с зарубежной торговлей. Отсюда название двора. Под каждой аркой двора находилась отдельная лавка, а во внутреннем дворе размещались складские помещения. От пожара 1812 года старый двор сильно пострадал и был восстановлен в 1830 году по проекту архитектора О. И. Бове.

187. Главное здание современного Института скорой помощи имени Н. В. Склифосовского построено в 1794 — 1807 годах для Странноприимного дома (богадельни). Оно сооружалось владельцем Останкина и Кускова графом Шереметевым в память о безвременно умершей жене, известной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. Здание проектировали архитекторы Е. Назаров и Дж. Кваренги. Они поставили невысокое, вытянутое вдоль Садового кольца здание широко раскинутой дугой. Центр здания подчеркивается полукруглой двойной колоннадой. Над центральной частью возвышается изящный купол. Боковые портики связывают сооружения в единое целое.

188. На площади 50-летия Октября находится памятник архитектуры послепожарной Москвы — Манеж, величественное сооружение, созданное в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Здание было построено в 1817 году военным инженером JI. Карбонье по проекту генерала А. Бетанку-ра. Внешняя архитектурная отделка была осуществлена позднее по проекту московского архитектора О. Бове. Манеж считался чудом строительной техники. Его потолок, шириной до 45 метров, умело подвешен к стропильной конструкции и опирается на наружные стены без каких-либо промежуточных опор. Первоначально манеж использовался для парадных смотров и военных учений, но затем здесь устраивались различные выставки и музыкальные концерты. К 40-летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции здание стало использоваться как Центральный выставочный зал.

189. Большой Кремлевский дворец был построен в 1849 году группой русских архитекторов по проекту К. Тона. Дворец представляет комплекс различных помещений гражданского и культового назначения. Среди них покои императорской фамилии, знаменитый Георгиевский зал, Владимирский зал. Современный Зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР создан в 30-х годах из двух залов — Андреевского и Александровского. В анфиладе парадных комнат, имеющих ныне музейное значение, представлены высокохудожественные образцы мебели, хрусталя и фарфора, разнообразные предметы прикладного искусства.