Карта сайта

Его свидетельство несколько подозрительно ...

Его свидетельство несколько подозрительно, поскольку он был связан с кардиналом Лотарингии, чьим наставником он был. Это тем не менее показывает, что люди поступают недостаточно осторожно, когда так смело заявляют, что атеизм неотделим от нравственной нечистоплотности, поскольку оказывается, что в атеизме подозревался канцлер Франции, хотя его добродетельная жизнь была известна повсюду...

§ CLXXV. О ТОМ ЧТО ЛЮДИ, СКЛОННЫЕ К ПЛОТСКИМ НАСЛАЖДЕНИЯМ, ВОВСЕ НЕ ВЫСТУПАЮТ ПРОТИВ РЕЛИГИИ
...Враги религии - умы, которые не верят ни во что создают себе репутацию вольнодумцев, сомневаются во всем, ищут ответа на доводы, посредством которых доказывается существование бога, совершенствуют возражения, выдвигаемые против существования провидения, - обычно не очень склонны к плотским наслаждениям. Когда проводишь весь день среди бокалов и бутылей, когда любишь ночи напролет проводить на балах и точить лясы и с блондинками, и с брюнетками, когда расставляешь всевозможные ловушки женскому целомудрию, когда ищешь лишь способ убить время в распутстве и предупредить пресыщение удовольствиями посредством разнообразия предметов, доставляющих удовольствие, то отнюдь не станешь беспокоиться о том, чтобы узнать, хорошо ли доказал г-н Декарт в своей <Метафизике> существование бога и духовность души и хорошо ли он ответил на возражения, которые были против него выдвинуты. Точно так же, ведя подобный образ жизни, не вздумаешь исследовать евангелическое доказательство г-на Гюэ (142), исполненное красноречия и эрудиции, и искать, как обойти доказательства истинности христианской религии. Если ведешь такую жизнь, то не станешь ломать себе голову над исследованием мнимых доказательств Спинозы, стараясь понять, что Вселенная - простое бытие, а мы - модификации бога. Человек, который ведет распутную жизнь, насмехается над естествоиспытателем, который старается открыть причину явлений:
Рого напрасно сохнет, чтоб постичь Движение в заполненном пространстве69

Некогда думать обо всем этом; а если бы такое время и нашлось, его не стали бы тратить на абстрактные мысли, в которых нет ничего привлекательного для лиц, привыкших к чувственности. Таким образом, успокаиваются на том, что есть, простосердечно верят своему катехизису и даже убеждены, что, ни в чем не сомневаясь, приобретаешь средство для своего спасения, что вера не менее нужна для спокойствия души, чем для ее спасения, а в ожидании этого развлекаются. Напротив, те, на чью долю достался дух неверия, те, кто гордится
своими сомнениями, порожденными разумом, мало интересуются кабаками свысока относятся к кокетству, они невеселы, худы и бледны, даже вкушая пищу, они мечтают о какой-то геометрической фигуре. Это до такой степени верно, что, вместо того чтобы вслед за Катоном70 сказать, что из всех, кто предпринял попытку подавить свободу Рима, лишь один Цезарь придерживался строгих нравов, в данном случае следует согласиться, что среди тех, кто выступил против единства церкви, кто ввел ереси, кто хотел опровергнуть либо религии, либо даже само существование бога, было немного пьяниц и развратников71. Цицерон, видя, что Цезарь почесывал голову лишь кончиком пальца, что он уделял много внимания прическе, стрижке и тщательной укладке волос, пришел к выводу, что он не способен посягнуть на свободу республики. Сделав такое предположение, Цицерон обманулся. Но мы отнюдь не можем ошибиться, решив, что человек, который погрузился в самый грязный разврат, не даст себя сжечь ни за преступную ересь, ни за преступный атеизм. Это не значит, что я считаю, будто все люди, которые отказались от религии, ведут очень порядочную жизнь. Я считаю, что и среди атеистов есть такие, которые предаются всем порокам, какие можно вообразить. Я утверждаю только, что среди них есть также такие, которые вовсе не отличаются пороками, и это отрицать невозможно, так как на моей стороне опыт. Но из существования атеистов имеющих в нравственном отношении хорошие наклонности, легко заключить, что атеизм является не необходимой причиной дурной жизни, а лишь причиной случайной или, вернее, причиной, которая вызывает порчу нравов лишь в таких людях, которые достаточно склонны к злу, чтобы и без того стать распутными.

§CLXXVI О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК НЕ СТРОИТ СВОЮ ЖИЗНЬ СООБРАЗНО СВОИМ МНЕНИЯМ

Я понимаю, что человек, который ведет весьма нравственный образ жизни и не верует ни в рай, ни в ад, представляет собой нечто очень странное.