Карта сайта

Ибо не принимают во внимание ...

Ибо не принимают во внимание, во-первых, что повеления бога, сделанные в связи с грехопадением первого человека и последствиями этого грехопадения, относятся к самым непостижимым таинствам религии и, во-вторых, что наши наиболее ортодоксальные богословы в этом согласны между собой. Писания святого Павла учат нас, что этот великий апостол, когда возник спор о предопределении, вышел из него лишь при помощи ссылки на абсолютное право бога по отношению ко всем созданиям и провозглашения неисповедимости путей господних. Мог ли он показать более ясно путем такого решения, до какой степени необъяснима догма о повелениях бога относительно судьбы избранных и отверженных? Не значит ли это, что нам весьма ясно сказано, что предопределение есть одно из таинств, наиболее подавляющих человеческий разум и требующих самым неуклонным образом, чтобы он смирился перед властью бога и принес себя в жертву Писанию? Возражения, которые разум выдвигает против таинств троицы и воплощения, кажутся заурядными только тем, кто имеет поверхностное знание логики и метафизики, но поскольку логика и метафизика относятся к спекулятивным наукам, то они в меньшей мере затрагивают большинство людей. Но те, кого разум побуждает выступать против грехопадения Адама, первородного греха и вечного проклятия бесконечного количества людей, которые не могут быть спасены без действенной благодати, даруемой богом лишь своим избранникам, обосновывают свои принципы морали, понятные каждому, и постоянно пользуются правилом, одинаковым как для ученых, так и для невежд, чтобы судить, справедлив или несправедлив такой-то поступок.

Эти принципы в высшей степени очевидны и воздействуют на ум и сердце таким образом, что все силы человека возмущаются, когда приходится обвинять бога в поведении, не сообразующемся с указанным выше правилом. Даже решение, которое выводится из бесконечности бога и которое служит веским доводом в пользу необходимости подчинения рассудка [вере], не свободно от нового затруднения. Ибо бесконечное расстояние, отделяющее бога от всего, должно внушать мысль, что бог не подчиняется правилам человеческих добродетелей. Вовсе не достоверно, что справедливость обязывает его карать зло, и нельзя опровергнуть тех, кто утверждает, что бог есть творец греха, а тем не менее весьма справедливо карает его и при всем том не делает ничего, что не сообразовывалось бы с бесконечным совершенством верховного существа, ибо не является совершенством то, что нужно согласовывать с имеющимися у нас идеями добродетели. Таким образом, видно, что догма о грехопадении Адама со всем тем, что с ней связано, из всех таинств самое непостижимое для нашего разума, и ее нельзя объяснить, следуя правилам разума, все это требует с абсолютной необходимостью подчиниться истине откровения, несмотря на всю ее противоположность философской истине. Желательно, чтобы всегда помнили об этом, так как неудачные споры о благодати, которые вызвали такое замешательство, произошли лишь оттого, что посмели трактовать это таинство как нечто такое, что может быть согласовано с нашим слабым разумом.

Римские католики поступили здесь непоследовательно: они с большой страстью ругали Кальвина, потому что он следовал букве учения святого Павла; они хотели объяснить это учение, смягчив его так, как это было выгодно для человеческого разума; но они не принимали во внимание разум, когда объясняли отрывки из Писания, касающиеся троицы и таинства евхаристии... Кальвин мог бы следующим образом защищаться от нападок тех, кто не одобрял его гипотезу о предопределении. Он мог бы сказать им: <Вы проявляете неуместную и излишнюю разборчивость после того, как вы примирились с наличием затруднения с одним богом в трех лицах и затруднения с пресуществлением. И после этого вы не хотите, чтобы слушали рассуждения философов, вы говорите лишь о всемогуществе бога, вы сетуете, что его отрицают, когда не хотят признать сохранение акциденций без предмета и наличие одного тела во многих местах. Почему же вы нападаете на таинство предопределения при помощи аргументов ad hominem? Почему вы не верите, что могущество бога совмещает свободу созданных им существ с необходимостью его повелений, а его справедливость - с наказанием за грех, совершенный по необходимости?> Как бы то ни было, нельзя отрицать, что введение морального зла и того, что с ним связано, является одним из самых непостижимых таинств, которые бог нам дал в откровении... Посмотрим, можно ли на законном основании возмущаться сравнением, которое я привел. Я учитываю, что многие выражали недовольство в связи с этим: одни - потому, что у них нет привычки читать книги, посвященные спорным вопросам, другие потому, что их мысли о том, что они когда-то читали, утратили свежесть. Какова бы ни была причина их возмущения, ее можно легко устранить. Нужно только разъяснить этим людям, что самый обычный метод тех, кто занимается толкованием спорных вопросов веры, - это метод, называемый reductio ad absurdum, приведение к абсурду.