Карта сайта

Примечания


1  Abelard. Epist., p. 57.
2 Bernard. Epist. CXC10.
3 Кн. Ill, гл IX.
4 Симон. Предисловие к <Новому исследованию [священных] текстов и переводов> Н. Т., напечатанному в Париже в 1695 г.
5 Книга Бытия, гл. XX.
6 Иосиф Флавий. Иуд[ейские] древности, кн. 1 гл. XI.
7  Книга Бытия, гл. XXI.
8  <Pater meus vera erat christianus>. Acosta. Exemplar vitae humanae, включено г-ном Лимборхом в заключительную часть <Amico collatio cum ludaeo de veritate religionis>, напечатано в Амстердаме в 1687 г. 24.
9 Должность казначея в коллегиальной церкви.
10 В 1623 г.
11 Эта работа была озаглавлена: <Examen tradicionum philosophicorum ad legem scriptam>27.
12 Озаглавленной <Exemplar vitao humanae>.
13 Это был его родной или двоюродный брат. См. Лимборх в его предисловии к <Exemplar vitae humanae>.
14 Uriel Acosta. Exemplar vitae humanae, p. 347.
15 См. Второзаконие, гл. XIII.
16 Uriel Acosta. Exemplar vitae humanae.
17 См. Филипп. Об опровержении Лимборхом Уриэля Акосты, стр. 361 и сл.
18 Seneca. De beneficio, lib. II, cap. X(30).
19 Ex. Diogen. Laert., lib. II, num. 6, 7(31).
20 Там же, num. 10.
21 Clem. Alexandr. Strom., lib II, pag. 416(32).
22 Aristoteles. Metaph., lib. Ill, cap. V, p. 671.
23 Лукреций. [О природе вещей], кн. I, ст. 830 и т.д.
24 Я понимаю под этим материю или subjectum ex quo [субстанцию, лежащую в основе всего].
25 Но и пустоты никакой допускать он в вещах не согласен. Да и дроблению тел никакого предела не ставит. Лукреций [О природе вещей], кн. I, ст. 843.
26 Но невозможно вещам ни в ничто отходить, ни, обратно, Из ничего вырастать, как то доказал уже раньше. Там же, ст. 857.
27 Plutarch. De placit. philosopher., lib. I, cap. Ill, p. 38633; Aristoteles. Physicor., lib. I, cap. IV, p. 256.
28 Plutarch. Deplacit. philosopher., lit), I, cap. III.
29 См. гл. VII 1-й книги его <Метафизики> и гл. IV 1-й книги его <Физики>,
30 Выше, в прим. С.
31 См. Арист[отель]. Физика, кн. I, гл. IV, стр. 456.
32 Лукр[еций. О природе вещей], кн. I, ст. 874.
33 См. Gassendi. Phys., sect. I, lib. II, cap. 11134.
34 Methodius apud Phothium, cod. CCXXXVI, p. 94335
35 Т.е. степень малости, ниже которой животное, например муравей, не сможет быть муравьем.
36 Но без вмешательства бога, разве твой узел Нельзя без него развязать? Гораций. Наука поэзии, ст. 191.
37 Здесь говорится не о том, что имеют в виду отцы и матери. Здесь речь идет не о материальной, а о действующей причине, организующей утробный плод и создающей этот замечательный механизм.
38 Платон. Федон, 97 С, D, Е; 98 А, В, С.
39 Plutarch in <Respublicae gerend. Perceptis>, p. 811D36.
40 Вайе. Жизнь Декарта, т. Ill, стр. 536, 537.
41 Diogen Laert., lib. VII, num. 162.
42 Diogen Laert., lib. VII, num. 163.
43 <Aristoteles more Ottomanorum regnare se baud tuto posse, nisi fratres suos omnes construcidasset>. Bacon. De augment, sciential-., lib. Ill, cap. IV41.
44 См. книгу г-на Лонуа <De varia Aristotelis fortuna>42.
45 Рапен. Размышления о логике, 4, стр. 374, 375.
46 См. первую книгу Аристотеля <De geiieratione et corruptione>45.
47  Cicero. Academ. Quaost., lib. II, cap. XXIV46.
48  Lactant. Divin. institution., lib. Ill, cap. IV, p. 15347.
49  Lactant. Divin. institution., lib. Ill, cap. IV, p. 154.
50 Умер в 1609 г.
51 Послание к римлянам, IX, 18.
52 Там же, 19.
53 Послание к римлянам, IX, 20.
54 Там же, XI, 33.
55 Сорен. Исследование теологии г-на Жюрье, стр. 261, 262.
56 Тот, который дует с севера.
57  Бальзак. Введение, V, гл. II, стр. 8053.
58 Платон. Федр, стр. 1211, А.
59 Страбон, кн. XV, из Мегасфена, стр. 490,
60 Отец Шарль ле Гобьен. Предисловие к <Истории книг, посвященных императорам Китая>.
61 Лабрюйер. Диалоги о квиетизме. Диалог II, стр. 33 и сл.
62 Мадам Гюйон. Разъяснения <Песни песней>, стр. 145 и сл. Цитировано Лабрюйером в кн. <0 квиетизме>, диалог VII,. стр. 239.
63 Персии. Сатиры, II, ст. 17.
64 См. <Journal des Savants> от 14 июля 1662 г., стр. 465, изд. в Голландии.
65 Эта книга озаглавлена <Precetti da esser imparati dalle donne Ebree...>69
66 [Библия], I книга Самуила, гл. XXVII.
67 [Библия], I книга Самуила, гл. XXV.
68 [Библия], II книга Самуила, гл. Ill, ст. 1.
69 Там же, гл. IV.
70 Там же, гл. XV.
71 I книга царств, гл. I.
72 II книга Самуила, гл. IX.
73 Там же, гл. XVI.
74 II книга Самуила, гл. VI.
75 И книга Самуила, гл. VII, ст. 31.
76 Там же, ст. 2.
77 I книга царств, гл. XI, ст. 15.
78 Новые письма г-на Бурсо. Изд. в Голландии в 1698 г.
79 Послание апостола Павла к римлянам, X, 14.
80 Laert., lib. IX, num. 494; Sext. Empiricus, Adv. mathemat, p. 163.
81 Plutarch. De placit. philosophor., lib. I, cap. VII, p. 881...
82 Democritus... tum censet imagines divinitate proeditas inesse universitati rerum: tum principia mentesque quae sunt in eodem universe Deos esse dicit: tum animantes imagines, quae vel prodesse nobis solenti, vel nocere: tum ingentes quasdam imagines, tantasque ut universum mundum complectantur extrinsecus. Quo quidem omnia sunt patria Democriti quam Democrito digniora. Cicero. De nat. deor., lib. I, cap. XXXVIII76.
83 Cicero. De nat. deor., lib. I et III; Diodor Sicalus, lib. XIII, cap. VI; Lactant. De ira dei, cap. IX, et multi alii.
84 Гл. XIII, ст. 7.
85 Заметьте, что перипатетики, приписывая мышление животным приписывают эти свойства не материи, а субстанциональной форме, которая, по их взгляду, не есть ни материя, ни тело и которая воспроизводится в материи, не будучи построена из материи. Таким образом, они соглашаются, что материя никогда не приобретет ни способности ощущать, ни способности познавать.
86 <Новости литературной республики>, ноябрь 1699 г., стр. 500.
87 Там же, стр. 506.
88 Заметьте, что многие видные философы-ортодоксы утверждали, что творение может быть вечным.
89 Я предполагаю, что Забарелла выступал против тех, кто не верит в сотворение мира.
90 Исключая некоторых еретиков, считающих материю вечной.
91 См. Aristot. Metaph., lib. Ill, cap. IV.
92 См. Sext. Empiricus. Adv. mathemat., lib. VII, cap. II.
93 См. <Разъяснения о пиррониках>, цитату (3).
94 Aristot. Metaph., lib. Ill, cap. IV.
95 В гл. IX, кн. VI.
96 Я считаю его первым, так как Аристотель разбирает его в начале главы, в дальнейшем он, однако, помещает его на третьем месте.
97 Aristot. Physic., lib. VI, cap. IX.
98 Diogen Laert., lib. IX, num. 29.
99 Aristot. Physic., lib. VI, cap. IX, p. 148.
100  См. [Николь]. Искусство мыслить, ч. IV, гл. I.
101   Никол ь. Искусство мыслить, ч. IV, гл. I, стр. 387, 388. См. также Рого (Rohault). Трактат о физике, ч. I, гл. XXII, § 6, стр. 298, где он говорит, что одни и те же цвета воспринимаются по-разному; он знал это из опыта.
102  В примечании (I).
103   Прекрасны аргументы, встречающиеся в <Искусстве мыслить>, ч. IV, гл. I, стр. 392. См, также Рого. Трактат о физике, ч. I, гл. IV.
104  Примите это за dato non concesso [постулат].
105  3енон мог смело утверждать это, так как все философы древности признавали изречение Лукреция: <...вещам невозможно из ничего возникать и, родившись, в ничто обращаться>. Лукреций. [О природе вещей], кн. 1, ст. 266.
106  См. прим. (I).
107  Этот пример не относится к атомам Эпикура, ибо очевидно, что, обладая тремя измерениями, они бесконечно
108  См. первое возражение в прим. (F).
109  Sext. Empiricus. Pyrrhon. hypotyp., lib. Ill, cap. VIII, p. 23888.
110Николь. Искусство мыслить, ч. IV, гл. I, стр. 394, 395. Ср. с тем, что было сказано в статье <Пиррон>, прим. (С).
111  Мальбранш. Исследование истины, кн. 1, гл. VI, стр. 70.
112  Мальбранш. Разъяснение к первой книге Исследование истины>. Париж, 1678. стр. 64.
113  Там же, стр. 68, 69.
114 <Journal des Savants> от 30 июля 1696 г., стр. 551, 552. Голландское издание.
115  Здесь автор <Журнала> ошибается; он напрасно утверждает, что г-н Фарделла впадает в противоречие. Утверждать, что тела действительно существуют, но что возможно так же допустить, что их нет, а мы тем не менее получаем те же ощущения, что и сейчас, еще не значит себе противоречить. Автор <Журнала> мог сделать более обоснованное возражение: если предположить, что Иисус Христос пользовался обычной логикой, то невозможно доказать по Евангелию существование тел; как же можем мы утверждать, что они существуют?
116  См. первое возражение в прим. (G).
117  Арно. Трактат об истинных и ложных идеях, стр. 324.
118  Мальбранш. Ответ на книгу <06 истинных и ложных идеях>, стр. 321.
119  Мальбранш. Ответ на книгу <06 истинных и ложных идеях>, стр. 325.
120 Там же.
121 Т.е. с точки зрения философии представляется, что оно заключает противоречия и невозможность.
122 См. первое возражение в прим. (G).
123 К прим. (В) статьи <Пиррон>.
124 Т.е. Парменида. СМ. Diogen Laert., lib. IX, 24, 25.
125 Там же, гл. VII.
126  Гассенди. Физика, отд. I, кн. II, гл. Ill, стр. 192 и сл.
127 Аристотель. Физика, кн. IV, гл. VII, стр. 245.
128 [Николь]. Искусство мыслить, ч. Ill, гл. XVIII, 4, стр. 329 и сл.
129 Локк. Опыт о человеческом разуме, ч. II, гл. XIII. стр. 188, 189.
130  Гартсекер. Основы физики, стр. 4.
131  Арно. Письма VIII и IX к отцу Мальбраншу... Все доводы, приводимые им в защиту положения о совместимости протяженности с духовностью, настолько слабы, что лишь выявляют неосновательность его притязания.
132  Локк. Опыт о человеческом разуме, стр. 188.
133  Г-н Лейбниц и г-н де Вольдер, знаменитый профессор философии и математики в Лейденской академии.
134  См. выше слова г-на Локка.
135  III книга царств, VIII, 40.
136  III книга царств, I.
137  Евангелие от Луки, IX, 55, 56.
138  Деяния апостолов, XXIV, 26.
139  III книга царств, XVIII, 19.
140  Там же, 40.
141  August. De civ. dei, lib. I, cap. XIV.
142  Книга Бытия, IV, 14.
143  Там же, 13.
144  Аристотель.
145  Термины желание, осуществляет (appetitus, exigentia) и им подобные свойственны обычному стилю перипатетиков, когда они говорят о естественных явлениях как одушевленных, так и неодушевленных тел.
146   См. обращение к Венере в начале поэмы Лукреция.
147  Автор Исследования истины>.
148  Основанной Аркезилаем. См. статью о нем.
149  Cicero. Academ. quaest., lib. IV, cap. XXXI 102.
150   Необходимо, сказал Эзоп Солону, либо вовсе не приближаться к царям, либо говорить им лишь то, что им приятно. Плутарх. Жизнь Солона,
стр. 461, в переводе г-на Дасье, изданном в Голландии.
151   Варийо. История ересей, т. VI, кн. XXVI, стр. 22.
152  Монтень. Опыты, кн. I, гл. XXXIV, стр. 353.
153  Micraelius. Syntagm. Hist. Ecclesiae., p. 2289109. Изд. 1699 г.
154  О Новом завете.
155  Извлечено из латинских отрывков из <Истории Фландрии> Жерара Брандта, переданных мне, ч. 1, кн. IX, стр. 535, 1572.
156  Справьтесь по этому вопросу в <Истории> Бора, кн. XXI, стр. 107.
157  Т.е. исповедовать все, что говорит тебе твоя совесть.
158 фламандское двустишие, написанное Пьером Гоофтом и помещенное под гравюрой, изображающей Коорнгерта, утверждает, что он ненасытно добивался знаний и свободы.
159   Вместо того чтобы признаться в этом, он отрицал, что Левкипп когда бы то ни было существовал. См. Гассенди. Жизнь Эпикура, кн. V, гл. 1.
160  Плутарх. Против Колота, стр. 4
161  Схоласты называют экстенсивным распространение свойства в различных частях субъекта, а интенсивным - приобретение новых степеней в той же части субъекта
162  См. Аристотель. О душе, кн. 1, гл. II; Plutarch. De placitis. Philosoph., lib. IV, cap. III.
163 Aristot. De coelo, lib. I, cap. IX, p. m. 348.
164  См. его <Рассуждения о причинах тяготения>, стр. 162.
165  Вергилий. Энеида, кн. I, ст. 118.
166   См. [Николь]. Искусство мыслить, ч. Ill, гл. XVII, § IV, стр. 328 и сл., а также отметьте, что у Аристотеля в <Физике>, кн. IV, гл. VII, имеется перечень возражений, [подобных] сделанным в адрес Гассенди господами из Пор-Рояля.
167   См., между прочим, его <3ащиту>, напечатанную в 1684 г.
168  Лукреций. О природе вещей, кн. II, ст. 646-651.
169  Лукреций. О природе вещей, кн. I, ст. 63-71, 78, 79.
170   Понимайте здесь под судьбой божество, действующее сознательно, но капризное, злобное, несправедливое, неблагоразумное и т.д.
171   Сопоставьте с этим то, что было сказано в статье <Гоббс>, прим. (N).
172  Лукреций. О природе вещей, кн. Ill, ст. 830.
173  Лукреций. О природе вещей, кн. Ill, ст. 843-846,
174  Лукреций. О природе вещей, кн. I, ст. 419 , 420.
175   Котен. Теоклея, или Истинная философия об основах мира. Диалог III, стр. 54.
176  Там же, стр. 56.
177  Там же, стр. 57.
178   Cicero. De natura deonim, lib. I, cap. XVIII, p. 95 a; lib. II, cap., LIX, p. 313.
179  Там же, cap. XCI, p. 132. 18° В гл. IX Корана.
181  Жюрье. Апология Реформации, т. II, стр. 55 и след. См, также <Мысли о комете>, стр. 738.
182  IX, [изд.] в 1688 г., стр. 196.
183   Паскье. Исследования Франции, кн. II, гл.Х1_1Т1,стр. 337.
184   Сент-Эвремон. Суждение о науках, стр. 200, I том его сочинений, изданных в Голландии в 1693 г.
185   См. Diogen. Laert., lib. IX, num. 24, ibi Menagium 141.
186  Я говорю о <Диалоге против марционитов>, приписываемом Оригену.
187  <Dialog adver. Marcionit>, sect. III. Basil, 1674, p. 79, 80.
188  Г-н Сорен.
189  Под основательными доказательствами понимаются такие, которые приводят к очевидности.
190  Смотрите его <Трактат о правах двух монархов> и VIII письмо в его <Своде социнианизма>.
191  Смотрите предисловие к <Добавлению к философскому комментарию>, где показано, что неясность богословских споров есть неопровержимый аргумент в пользу терпимости.
192  Автор <Комментария> показал в предисловии к IV части, что в отношении прав совести, которая заблуждается, г-н Жюрье, полагая, что он эти права опровергает, на самом деле опровергает самого себя. Можно было бы показать, что так же обстоит дело и относительно других вопросов.
193   Его противник отказался и от рассмотрения дискуссии по существу, и от притязания на то, что его аргументы очевидны.
194  <Искусство мыслить>, ч. I, гл. Ill, стр. 54.
195  См. Николь. Так называемые протестанты, уличенные в раскольничестве, кн. I, гл. II, стр. 15.
196   О пагубных последствиях, к каким приводит это изречение, перенесенное в область религии, смотрите <Новйе письма автора <Общей критики>>, стр. 779 и сл.; Жюрье. Истинная система церкви, стр. 373 и сл.; <Новости литературной республики>, ноябрь 1684 г., стр. 889, и июль 1686 г., стр. 745. См. также примечания к статье <Пеллисон>.
197  Овидий. Метаморфозы, кн. I, ст. 5 и далее.
198  Овидий. Метаморфозы, кн. I, ст. 21 и далее.
199  См. <Начала> Декарта, ч. Ill, стр. 46 и сл.
200   Вергилий. Энеида, кн. VI, ст. 273 и сл.
201   Вергилий. Энеида, кн. VI, ст. 637 и сл.
202   Это оттягивание момента оказания услуги ближнему иногда вызывает у последнего такую досаду, что он наконец просит как милости, чтобы ему поскорее отказали в этой услуге:
Jam satis est, finem о Caesar prominere posco Remque meam seu das, perfice sive negas 149. См. Бальзак, беседа XXVII, стр. 276.
203   Lucret., lib. I, v. 935, et lib. IV, v. II. 2°4 Horat., sat. I, lib. I.
205   Bonum ex Integra causa, malum ex quocumque defectu 150.
206  Это те, кто настаивает на неукоснительном следовании Суквалькому смыслу слов апостола Павла относительно догмата об абсолютном предопределении, о необходимости благодати и об утрате свободы воли.
207   Lactant., De ira dei, cap. XIII, p. 548151.
208   Исайя, IV, 8.
209  Жюрье. Суждение об ограничительных и рассудительных методах толкования провидения и благодати.
210   В соответствии со взглядами молинистов он повелел поставить людей в такие условия, о которых он знал совершенно достоверно, что, оказавшись в них, люди будут грешить; а он мог бы либо поставить их в более благоприятные условия, либо не ставить в такие, которые способствуют их грехопадению.
211  См. книгу блаженного Августина <0 граде божьем>.
212   Евангелие от Иоанна, XIV, 30.
213   II послание к коринфянам, IV, 4.
214  Жюрье. Суждение об ограничительных и расширительных методах, стр. 68, 69.
215  Жюрье. Апология протестантов, ч. I, гл. XIX, стр. 245, 246.
216  Заметьте, что, утверждая, как это делают протестанты, что сам человек - единственная причина его греха, мы проводим тем самым хорошее разграничение между богом-законодателем и богом, дающим разрешение на то, чтобы происходили всевозможные события...
217   Diogen. La'ert., in Pirrhone, lib. IX, num. 61.
218  CM. Gassendi in Libro proemiali de philosophia universe, cap. VIII, p. 24. См. также Aalas-Gellius. lib. XI, cap. V158.
219  В его книге <Fine logiacae>, гл. Ill, стр. 72 и сл. См. I том его сочинений, изд. в Лионе в 1658 г.
220   Как показал Мальбранш в разъяснении к Исследованию истины>, очень трудно доказать, что тела существуют, и только вера может нас убедить в том, что это действительно так.
221  Заметьте, что если одно тело может быть произведено в нескольких местах, то другое тело, дух, место, акциденция и т. и. могут быть умножены также; таким образом, мы не сведем множества к бытию, мы сведем все к одному созданному бытию.
222  Те, кто придерживается представления о превращении хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа, находят сущность материи в способности к протяженности; таким же образом они находят сущность всех вещей; нет ничего в настоящем, все есть пассивная способность, эта способность соответствует духу и т.п., что путает все определения.
223  Сравните это с тем, что говорит Ламот ле Вайе во II части <Печальной прозы> в IX томе его сочинений.
224  Т.е. если он продолжал создавать душу аббата, то только при помощи воспоминаний.
225  Ламот ле Вайе. О добродетели сельских жителей. Соч., т. V, стр. 229.
226   Отметьте, что эта литургия практикуется в церквах в Женеве, и, таким образом, положение, которое она содержит, должно считаться общим мнением этих церквей, а не частным мнением Жана Кальвина.
227  Т.е. говоря нам, что нас следует возродить.
228   Пласет. Трактат о сознании, стр. 377.
229  Ламот ле Вайе. О добродетели сельских жителей, стр. 226.
230  Cicero. De nat deor., lib. I, p. 83.
231  Cicero. De nat. deor., lib. I, p. 83.
232 Дейе. Об истинном использовании [учения] отцов церкви, кн. II, гл. IV, стр. 354 (163).
233   Praefat. Operum posthuma(2).
234  См. прим. 6.
235   Вот [полное] название этого произведения: Renati Descartes Priocipiorum philosophiae pars I et II more Geometricae demonstratae per Benedictum de Spinoza Amtelldamensem (3).
236   Назову среди прочих господ Гюйгенса, Лейбница, Ньютона, Бернулли, Фацио (Fatio) (7).
237  См. <Лейпцигский журнал>, 1688, стр. 257, в выдержках из книги Конфуция, напечатанных в Париже в 1687 г.
238  Универсальная библиотека, т. VII, стр. 403, 404, выдержки из книги Конфуция.
239  См. среди прочих "Opus posthumum" [<Посмертных произведений>] то, которое озаглавлено <Этика>.
240   Послание св. Иакова, I, 17.
241  Т. е. несовместимость противоположных предикатов, о которой говорится выше.
242  См. статьи <Манихейцы>, <Марциониты>, <Павликиане>.
243  Миф о Сатурне, пожирающем своих собственных детей, в конце концов менее безрассуден, чем то, что утверждает Спиноза.
244  Так сказать, со свободой безразличия.
245   Разумеется, оставляют без внимания авторитет Писания и заявляют, что рассуждать нужно только философски.
246  См. его письма.
247   Между прочим, ничто не имеет столь сомнительной ценности, как споры о том, используют ли являющиеся ангелы человеческое тело или какой-нибудь труп. Все это для них бесполезно: достаточно, чтобы они приводили в движение зрительные и слуховые нервы, подобно тому как их приводит в движение свет, отражающийся от человеческого тела, и воздух, выходящий изо рта говорящего человека.
248   Меня уверяли, что он говорил это своим друзьям.
249   Вергилий. Энеида, кн. I, стр. 245(20).
250   Когда ему пришлось выбирать, потерпеть ли поражение от своих врагов или оказаться пораженным бедствием, которое послал бог, он ответил пророку Гаду: <Но пусть впаду я в руки господа, ибо велико милосердие его; только бы в руки человеческие не впасть мне> (вторая книга Самуила (вторая Царств), XXIV, 14).
251   Спиноза, делавший микроскопы, должен был думать, что человек организован и одушевлен уже в семени и поэтому Сократ был Сократом до того, как мать его зачала.
252  См. прим. (Ρ).
253  Таковы единство, действие, длительность, вездесущность.
254  Заметьте, что теологи-картезианцы иным образом объясняют необъятность бога.
255  См. ст. <Пиррон>.
256   ... Diog. Laert., lib. I, num. 35(26).
257  ...Там же, num. 36.
258  Valerias Maximus, lib. VII, cap. II, num. 8, Ext. per. m. 602(27).
259  Cicero. De legibus, lib. II, p. 334, B(28).
260   Diog. Laert., lib. I, num. 27.
261  Aristot. De anima, lib. I, cap. V(29).
262   Plutarch, in Convivio Septum Sapient., p. 153, C(30).
263  В прим. D к ст. <Анаксагор>.
264  Вергилий. Энеида, кн. VI, стр. 265-266.
265  Симплиций у Аристотеля в <Физике>, кн. IV(34).
266  Sext. Empiricas. Pyrrh. hypotypos, lit). Ill, cap. XVI, p. 52(35)
267  Lactant., lib. II. cap. IX, p. 121(36)
268  Вы найдете их в ст. <Анаксагор>.
269  Lactant., lib. I, cap. V, p. 14.
270  См. прим. (D) и (F) к ст. <Анаксагор>.
271  См. прим. (А) (37).
272  Это, так сказать, по языческой теории.
273  В прим. (А).
274  Diog. Laert., lib. VII, in Chrysippo, η. 184.
275  См. его трактат <De repugnantis stoicorum>, a также <De communibus notitius contra stoicos> (38).
276 Aul. Gellias, lib. VII, cap. XVI (40).
277  См. прим. (Ρ) к ст. <Шаррон>.
278  Ср. с <Новостями литературной республики>, июль 1685, ст. III.
279  См. <Новости литературной республики>, сентябрь 1685, стр. 1053; июнь 1686, ст. VIII, стр. 310.
28° Cicero. De fato, cap. XVIII(45)
281   Plutarch De stoicor, p. 1053, 1054.
282  Ж. M. Д. P. (т.е. Жорж Мишель де Рошмайе). Похвальное слово Пьеру Шаррону. В начале книги <0 мудрости>. Париж, 1607 (51).
283  <Похвальное слово Пьеру Шаррону>.
284   По имени Жорж Мишель де Рошмайе.
285   Гарасс. Система теологии, стр. 66, 67. В своей книге <3ащита от настоятеля Ожье> на стр. 261,
262 он говорит: <Книги Шаррона более опасны для молодежи и современных людей, обладающих лишь посредственной ученостью, чем книги Теофиля [це Вио] и Лючилио Ванини (53), поскольку он говорит больше мерзостей, чем они, но говорит их, придерживаясь некоторых приличий, т.е. он опаснее этих авторов, так как соблюдает осторожность, и трактат <0 мудрости> читается как книга благочестивого человекам
286 Т. е. Кардан (54).
287  Т. в. атеизм тех, кто отрицает божество и хочет посредством рассуждения решить вопрос так, что бога вовсе не существует.
288  Гораций. Оды, кн. I, ода 3, ст. 9, 10.
289  Шаррон. Три истины, гл. Ill, стр. 13 и 14.
290  Гарасс. Апология, гл. XXI, стр. 263 и след.
291 August. Serinone X de verbis domini (56).
292  Гораций. Оды, кн. Ill, ода 3, ст. 1 и след.
293 Монтень. Опыты, кн. II, гл. XI, стр. 171.
294 Я здесь пользуюсь этим словом для обозначения всяких судов, присуждавших к казням за религиозные убеждения.
295 Лабрюйер. Характеры этого века. Париж, 1694, стр. 666; см. также <Разные мысли о кометах>, стр. 412.
296  Евангелие от Марка, V, 4.
297 Шаррон. Предисловие ко второму изданию <0 мудрости>. См. также предисловие к его малому <Трактату о мудрости>, вы найдете там те же слова. Настоятель Ожье в своей <Критике любопытной доктрины отца Гарасса>, стр. 151, 152, ссылается на эти слова из предисловия Шаррона, чтобы оправдать последнего.
298  Там же.
299   Шаррон. О мудрости, кн. II, гл. V, стр. 386.
300  Там же, стр. 385.
301  Сорель. Французская библиотека, стр. 92.
302  Сорель. Французская библиотека, стр. 95-96.
303  Шаррон. О мудрости, кн. I, гл. VII. Париж, 1604; Руан, 1623, стр. 63.
304  Народ не знает доводов философии в пользу бессмертия души.
305  Они признавали категории Аристотеля в том виде, как Их истолковывали во времена Шаррона в католических и протестантских академиях. Они, следовательно, считали, что количество отлично от материи, как отлична акциденция от субстанции.
306   Протестантские перипатетики придер­живались того взгляда, что актуальное количество неотделимо от тела, но что оно не есть сущность тела,
307   Шаррон. О трех истинах, гл. I, кн. III.
308   Шаррон. О трех истинах, гл. I, кн. III.
309  Т. е. в 1-й книге <0 трех истинах>.
310  Гарасс. Защита от <Критики любопытной доктрины>, стр. 266.
311   Laert. in Epicure, lib. X, num. 10.
312   Гассенди. О жизни и нравах Эпикура.
313   См. ст. <Левкипп>.
314   Rondellus. De vite et moribus Epicuri, p. 19, 20(65).
315   См. прим. N.
316   Он написал это в 1695 г.
317   Diog. Laert., lib. X, num. 15, 22.
318   Lib. X, num. 9.
319   См. Гассенди. О жизни и нравах Эпикура, кн. I, гл. VII.
320   Laert., lib. X, num. II.
321   Cicero. De finibus, lib. I, cap. XX(66)
322   Galenus dum interpretatur illud Hippocratis, si unum esset homo, non doleret, quia non foret unde doleret. Apud Gassendum, Phys. sect. Ill, lib. VI, cap. III. Oper., torn. II, pag. 343. Он цитирует lib. de Const, art., cap. 4, de elem. 3 и 468.
323  Plutarch. Adv. Colot., p. IV.
324  De sanctitate, de pietate adversus Deos libros scripsit Epicurus. At guo modo in his loquitur? Ut Coruncanum aut Scoevolam pontifices maximos te audire dicas. Cicero. De natura deorum, lib. I, cap. XLI(69).
325 Senec. De beneficiis, lib. IV, cap. XIX(70).
326  См., что, согласно Цицерону, рассказывал эпикуреец Биллей, в 1-й книге <De natura deorum>. гл. VIII и след.
327  См. Цицерон, там же, гл. XLIV в конце.
328  См. Гассенди. О жизни и нравах Эпикура, кн. IV, гл. III.
329  В прим. (Р).
330  Tertall. Adv. gentes, cap. XLVII(71).
331   Quorum corpus culorum concursu fortuito et mundos innumerabiles, et animantia, et ipsas animas fieri dicit et Deos. August. Epist. LVI, p. 273(72).
332   He верьте, однако, тому, что говорят многие. Например, согласно Варрону, существовало двести восемьдесят восемь различных мнений о природе высшего блага. Это - игра ума Варрона (August. De civitas dei, lib. XIX, cap. I) (73).
333 См. «Философские и богословские размышления о новой системе природы и благодати>, кн. I, гл. XXI, стр. 407 и след.
334  <Новости литературной республики>, август 1685, ст. Ill, стр. 876.
335  См. те же <Новости>, декабрь 1685, ст. I.
336 См. <Новости литературной республики>, январь 1686, стр. 93.
337  См. <Универсальную библиотеку>, т. VI, стр. 379.
338  Арно. Диссертация о мнимом счастье чувств, стр. 108.
339  Гассенди. О жизни и нравах Эпикура, кн. VI, гл. Ill и IV.
340  Там же, кн. VII, гл. IV, V, VI, VII. Он цитирует Стобея: Serin, de Veil, et Am (74).
341  Cicero. De finib., lib. II, cap. XXV(75)
342  Seneca. Epist., LXXIX, p. 325.
343   Epicuri disciplina celebrior semper fuit quam coeterorum. Lactant. Divin. instit., lib. III, cap. XVII(77).
344 в <Продолжении <Разных мыслей о кометах>>.
345  Танакиль Лефевр. Предисловие к переводу трактата Плутарха <0 суевериях>; см. также конец его <Заметок> об этом трактате.
346  См. ст. <Анаксагор>, прим. (Е).
347  Так говорится потому, что рассматриваются люди и животные в общем, а не отдельный человек, покупающий то или иное животное, выкармливающий его и т.д.
348   Предполагается, что так отвечает Эпикур, а не человек, вычитавший в книге Бытия о законном источнике власти, какую мы имеем над животными.
349  Заметьте, что необходимо, чтобы этот платоник под влиянием возражений Эпикура оставил точку зрения, приписываемую Платону Плутархом, о материи души (см. примечание (U)).
359 Aristot. De coelo, lib. Ill, cap. II, p. 370 g(79).
351  Книга Бытия, VI, 5 и 6.
352  Исайя, V u passim allibi (82) у пророков и в псалмах.
353  Послание к римлянам, X, 21.
354  Заметьте, что уверяют, будто были социниане, которые стали спинозистами из-за затруднений, с которыми они столкнулись, рассматривая гипотезу материального начала, существующего благодаря самому себе и отличного от бога.
355  Отец  Мальбранш. Христианские размышления, IX размышление. § 3, стр. 40, и §5, стр. 141, 142.
356  Cicero. De iiatlira deorum, lib. I, cap. XIX и след., а также Academ. quest., lib. IV, cap. XIII.
357  Cicero. De lato, lib. IV, cap. IX (84).
358   См. Цицерон. О высшем благе и зле, кн. I, гл. VI.
359  Легкое служит к тому первичных начал отклоненье, И не в положенный срок и на месте, дотоль неизвестном. Лукреций. О природе вещей, кн. 2, ст. 292-293.
360  Posserem. Biblioth. select., t. I, lib. X, cap. II, p. 410(87).
361  <Журнал ученых> от 18 июля 1689 г., стр. 492, голландское издание.