Карта сайта

Они идут даже дальше, чем эпикурейцы ...

Они идут даже дальше, чем эпикурейцы, ибо лишают бога ума, способности рассуждать. Они боятся, конечно, что эти качества нарушили бы его покой так как знают, что размышления
сопровождаются известным утомлением. Христианская религия, которую Франсуа Ксавье (88), а затем и другие миссионеры принесли японцам, встретила препятствия лишь со стороны бонз. Не столько из-за того, что бонзы выступили против христианства, вступая с ним в спор и выдвигая против него рассуждения, сколько из-за того, что бонзы прибегали к обычным для церковников средствам. Я хочу сказать, что бонзы прибегали к помощи светской власти, побуждая императоров и народ сохранять старую религию и преследовать приверженцев новой веры. Следует, однако, признать, что японские священники совещались с христианскими и высказывали им свои возражения, показывающие, что они не лишены ума361. Они не смогли помешать тому, что христианская религия за короткое время сделала большие успехи; но в конце концов они толкнули императора на насильственные меры... и весьма увеличили список мучеников веры (Е).

(Е)... Не осмеливаясь спорить с богом, мудрость которого может допустить или не допустить что-то в разное время, можно сказать, что христианство XVI в. не имело права надеяться на ту же благосклонность и защиту бога, что и христианство первых трех веков. Христианство первых трех веков было религией благодушной, мягкой, терпимой, рекомендовавшей подчиняться суверенам и не стремиться завладеть троном при помощи мятежа. Христианство, провозглашенное в XVI в., больше не было таким; это была кровавая религия, несшая смерть, привыкшая к резне на протяжении пяти или тести веков. Эта религия исказила выработанные в течение долгого времени нормы поведения и действия, оружием уничтожая все, что ей оказывало сопротивление. Костры, палачи, ужасный трибунал инквизиции, крестовые походы, папские грамоты, вынуждавшие людей к бунту, крамольные проповедники, конспирация, убийства государей были обычными средствами, которыми эта религия пользовалась против тех, кто не подчинялся ее приказам. Могла ли она рассчитывать на благословение, которое небо оказывало первоначальной церкви, евангелию мира, терпения и кротости? Лучшее решение, которое могли принять японцы, - это обратиться к истинному богу; но так как они не имели еще достаточно знаний, чтобы отказаться от своей ложной религии, им оставалось только выбирать между тем, чтобы самим подвергнуться гонениям, и тем, чтобы обрушить гонения на христиан. Они могли сохранить свое прежнее правительство и свой прежний культ, только отделавшись от христиан, которые рано или поздно были бы разгромлены. Если бы этого не произошло, христиане вооружили бы всех новообращенных, они прибегли бы к жестоким методам испанцев и с помощью расстрелов и казней, как это было в Америке, могли бы подчинить себе Японию. Таким образом, если рассматривать вещи только с точки зрения политики то надо признать, что преследования, которым подвергались христиане в этой стране, были средством предосторожности, используемым, чтобы предотвратить падение монархии и разорение государства.