Карта сайта

Примечания - часть 2 - Здесь разумеется приложение математики ...

35  Здесь разумеется приложение математики к счету реальных вещей, измерению земли и пр.

36  См. Карпова: Государство, стр. 344-345.

37  В мифическом изображении души Платон придает ей перья, посредством которых она влечется к божественному. В душе, потерявшей перья, божественное помрачается. Созерцание идей снова может сделать душу пернатою (Федр).

38    Платон аллегорически уподобляет душу крылатой колеснице, в которой возница соответствует, сообразно его психологии, разумной (λογιστκόν) части души, а два коня соответствуют раздражительной (θυμοαστιχόη) и познавательной (έπι&υμτιχόν) частям души. (Федр).

39   Этот акт припоминания нужно отличать от воспоминания, о котором речь была выше по поводу ощущения. Там речь шла просто о воспроизведении памятью чувственного восприятия, в том виде, как оно было дано на опыте в ощущении. Здесь же, разумеется, акт более или менее ясного воспроизведения в сознании того, что некогда было объектом особого трансцендентного опыта в домирном бытии души.

40   См. Zeitschrift für Philosophie und. philos. Kritik Band LXIV статью Вольфа Die Platonische Dialektik et cet. стр. 227-240.

41  Хотя Платон, сколько мне известно, и не говорит об этом, но можно, оставаясь верным его точке зрения, дополнить теорию эроса замечанием, что влечение это, переходя по ступеням от одного предмета к. другому, может на значительной части своего пути идти без ясного сознания своей высшей цели, т. е., искренно и добросовестно принимая каждую проходимую ступень пути за саму цель влечения. Конечно, на высшей ступени эроса, соответствующей диалектической в области познания, сознание цели и пути должно необходимо выступить, по самой сущности дела.

42  В плане идеального государства Платона есть особенности и понимании музыкальной и гимнастической педагогики, сравнительно с обычной у Афинян. Во-первых, музыка предшествует гимнастике, а во-вторых, он, придает значение не одной формальной стороне этой педагогики, но особенно материальной. Для него неважно одно только упражнение телесных или душевных способностей, но важно то, над чем они упражняются. Этот материал для упражнения оценивается им с этической точки зрения (См. "Государство" кн. II и III).

43  Представление или вещь в разных отношениях есть и единое, и многое (состоит из частей), относительно одного велико, относительно другого мало, здесь бело, а там черно и проч.

44  По Платону понятие числа возникает вследствие различения частей одной и той же вещи, данной в чувственном представлении.

45   У Платона сословие стражей государства или воинов первоначально получает тоже воспитание (до диалектики), что и будущие правители государства, философы. Эти последние выделяются впоследствии и сообразно испытанию, посвящаются в диалектику.

46   Тоже можно сказать о Демокрите и Пифагорейцах, о которых Аристотель (Метафизики кн. XIII, гл IV, где прямо говорит, что они делали попытки определений ранее Сократа.

47   См. Воспоминание Ксенофонта кн. III, гл. XI.

48   См. Ксеноф. Memorabilia кн. IV, гл. VI. Здесь я опустил несколько вопросов Сократа и ответов Евтидема, не имеющих существенного значения для выяснения понятия с точек зрения Сократа.

49   Определение, находящееся у Ксенофонта, мною для большей понятности видоизменено по форме, но не по содержанию.

50  В данном случае недостаточность определения коренится в этической теории Сократа, по которой знание того, в чем состоит добродетель, необходимо соединено с ее практикой.

51  Все это видно из многих мест Ксенофонта (напр. Воспоминание I, 2; III 5; IV, 3 и другие места и Платона (напр., в Меноне, Про тагоре, Горгиасе, Апологии и др.), в которых Сократ сравнивает обстоятельное знание этих специалистов с шатким и противоречивым знанием своих современников и собеседников о предметах, относящихся к нравственности и общественной жизни. В платоновом "Пире" Апкивиад как одну из характеристических особенностей Сократа приводит то, что он постоянно толкует от простых и низменных предметах каких-то "медниках, кожевниках и кузнецах".

52   См. La Metaphysique d'Aristote par Pierron et Zevort, кн. XIII гл. 4.

53  Техническое выражение, заимствованное из игры.

54  См. Ксенофонта "Воспоминания" кн. IV, гл. II.

55  См. Ксен. "Воспоминания" кн. III, гл. IX.

56   Этот взгляд выражен Платоном в одном месте Теэтета 203 А-206 В), где он различает понятие всего, как суммы частей, (το πάν) и целостности, как простого единства (το <&λον). Понятие, по Платону, не есть простой итог частных случаев, или представлений, из которых оно отвлекается (но обыкновенному воззрению), но оно есть нечто независимое от этих случаев, само по себе. Ниже мы еще будем иметь случай подробнее коснуться этого предмета.

57  См. Карповач. I, стр. 224226.

58   См. перевод Mbllera I. cit. III, стр. 107-108. Здесь с первого взгляда может показаться, что утверждение Платона о невозможности знания сапожного дела без знания, что такое знание вообще, ошибочно. Но мы сейчас же должны взять этот упрек назад, когда вспомним, что знание состоит в сложном психическом процессе, который, конечно, имеет свои особые: законы, общие, во всяком случае, знания все равно, будет ли то знание математики, сапожного дела и т. п. Платонов о утверждение касается сущности знания, а не сущности сапожного мастерства. Сапожник, конечно, дельный и знающий, знает эту сущность и может отчетливо объяснить порядок и целесообразность каждой отдельной операции шитья сапог, но все-таки при том может ничего не знать о своем знании, как психическом процессе. Вопрос о знании есть вопрос психологии, логики, теории познания и, в конце концов, метафизики, вообще вопрос философии, в котором может ничего не знать не только сапожник, но и специалист какой-либо науки, если он никогда не думал о нем, и не составил на счет его какой-либо теории.