Карта сайта

§ 17. ВТОРОЙ МОМЕНТ ДИАЛЕКТИКИ ПЛАТОНА: ДЕЛЕНИЕ ИЛИ СОЕДИНЕНИЕ ИДЕИ

Вторую часть диалектики Платона составляет операция деление или общения идей (διοάρεσις или κοινο)νία τίν γενών). Этот метод формулирован впервые Платоном75, хотя, конечно, стоит в тесной связи с теорией определения и составляет естественное ее дополнение. Как в определении указывалось на общее многим вещам, так деление имеет целью указать на различие, через которые общее (род) распадается на частное (виды). Относительно идей определение служить у Платона к открытию содержание каждой идеи, разделение к открытию числа идей и их соединений. Правила, данные Платоном для этого приема, находятся в "Государстве, Федре" и особенно "Софисте, Политике, Филебе". Прежде всего, требуется, чтобы деление происходило в определенном порядке и на определенном основании. Надобно уметь делить предмет на виды (т. е., на основании видовых отличий), говорит Платон в "Федре", и делить почленно 76 так, чтобы, подобно плохому повару, не раздробить ни одной части. (Перев. Карпова IV, стр. 92). Члены деления не должны быть только частями рода, а действительными видами, ибо каждый вид есть необходимо часть рода, а, напротив, часть вовсе не есть необходимо вид. Далее мы не должны обманываться словом, почитать за один вид все, что называется одним именем. Так, напр., неправильно делит простой народ всех людей на греков и варваров, забывая, что под последним именем разумеются весьма различные племена (а, следовательно, образующие особые виды). Напротив, нужно отыскать все различные виды в общем родовом понятии и не перепрыгивать через особые члены ряда; не должно также спешить к низшим, последним членам деления, и пропускать какие-либо средние подразделения77. Поэтому Платон рекомендует дихотомию (т. е. двучленное деление), как наиболее удобную для того, чтобы не пропустить малейшей части, подлежащей делению (Софист, Политик, Горгиас). Но так как двучленное деление не всегда возможно, то можно допустить трехчленное или более, смотря по обстоятельствам ("Политик, Софист, Фипеб").

Как различие и сходство понятий лежат в основе деления или классификации, так на них же основана и связь понятий друг с другом, а потому эта часть диалектики носит у Платона еще особое название учения об общении идей (κοινονία των γενών), о котором мы скажем ниже. Здесь же мы заметим, что, выходя из той мысли, что соединение понятий есть только обратная сторона их разделения, Платон пытался, хотя и неудачно, на делении обосновать определение понятий. Каким образом осуществлялась эта попытка, покажет лучше всего пример, который в тоже время будет служить для нас и образчиком рекомендуемой Платоном дихотомии. Пример этот находится в "Софисте": имея в виду определить понятие софиста, Платон предпосылает своему исследованию образчик своей методы на аналогическом примере другого понятия, именно, понятие удильщика. "Дело идет о том, - говорит в начале диалога Платон устами элейского гостя, - чтобы выразить определением сущность софиста так, чтобы нам не пришлось употреблять только одно и то же название, но чтобы с названием соединять и мысль об одном и том же существе (τί έστι - что оно есть). Вследствие трудности определить софиста, полезно предварительно испытать метод определения на другом примере".
Занятие удильщика есть деятельность, относящаяся к искусству. Если мы будем постоянно делить объем понятия искусства, то дойдем и до определения деятельности удильщика. Искусство делится на созидающее и добывающее. Добывание может происходить или при согласии того, кто или что служит для добычи, или против его воли, а в последнем случае добыча приобретается или открытой силой или хитростью, иначе охотой. В этом последнем случае искусство добывания, или охота делится на охоту за одушевленными вещами и неодушевленными. Охота за животными делится на охоту за животными сухопутными и водными, а эта последняя подразделяется на охоту за птицами и рыбами, или рыбную ловлю. Рыбная ловля бывает сетью и аналогическими орудиями и посредством раны. Раны наносятся или острогой или крючком на уде. Эта последняя рыбная ловля и есть деятельность удильщика. Далее Платон повторяет все определения удильщика в том порядке, как они были найдены, начиная с первого деления понятия искусства. Удильщик есть человек занимающийся искусством и т. д., ловящий рыбу посредством крючка и уды. Здесь мы имеем случай подтвердить наше замечание, сделанное выше (§ 15), что Платон не ясно сознавал наиболее строгую форму логического определения (через ближайший род и специфическое различие).