Карта сайта

Бибихин В. В. НОВЫЙ РЕНЕССАНС* - ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Цель любого образования, природного или искусственного, не может быть сложной. Для своей осуществимости она должна укладываться в одну простую идею или, вернее, быть захватывающим тоном, настроением. Конечно, разумное живое существо всемогуще и в силах осуществить любой план. Но обычно гигантские предприятия срываются не из-за трудности, а из-за неувлекательности, когда людям становится скучно выполнять детали расписания. История выдыхается, увязая в условностях.

Конец истории печален. Нет ни искусства, ни философии, повсюду только с утомительным напряжением охраняемый музей культуры. Среди предупредительного, изобильного благополучия человек в самом центре сегодняшней цивилизации витрины и экрана томится ностальгией по прошлому, когда, по воспоминаниям, задавали тон готовность рисковать жизнью ради чистой цели, отвага, воображение, идеализм. "Признавая неизбежность пост-исторического мира, я испытываю самые противоречивые чувства к цивилизации, созданной в Европе после 1945 года, с ее североатлантической и азиатской ветвями. Быть может, именно эта перспектива многовековой скуки вынудит историю взять еще один, новый старт?"1

Но прежде чем ставить себе новые цели, история сначала должна продумать, как бы ей не кончиться снова. Достаточно ли для этого быть не скучной? От того, как не соскучишься на первых порах с тиранами, берет тоска, которая по мере утомления тиранической власти и ее народа стирается до равнодушия. Именно из-за него в конечном счете под собственным весом развалилось образование коммунизма, оказавшееся по-человечески слишком хитросплетенным. Поддерживают в неслабеющей тревоге, временно разгоняя скуку, и метания неприкаянности, наступающие после крушения расписанного порядка. Но от них так же далеко до смысла, который был бы способен оправдать историю, как и от магических заклинаний наступательной идеологии. Чтобы история кончилась, не обязательно дожидаться, когда общества достигнут обеспеченной стабильности, достаточно и хаоса беспорядочных движений2.

Содержание:

  1. Радость ключ к живому и его истории ...
  2. Такому исследованию всегда обязательно ...
  3. НАШ РЕНЕССАНС
  4. Ренессанс возрождение древности ...
  5. Ренессанс, хотя возрождение неизбежно ...
  6. Которое занято сейчас способами все более ...
  7. История, которая является историей, оказывается ...
  8. Едва ли схема дуализма и полярного напряжения ...
  9. Критерий, лишь иначе говорящий по существу ...
  10. В 17 веке началось разделение техники ...
  11. Всепоглощающие интересы эпохи переключаются ...
  12. Театр, расцвет которого пришелся на время расцвета ...
  13. Зато внутри самой живописи еще в безобъемном ...
  14. АВТОНОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
  15. Как у Ван Эйка небо вдвинулось в земное ...
  16. ЧЕТЫРЕ ЭПОХИ
  17. Подобное проникновение демонических и хтонических ...
  18. Причем все говорит за то, что выйти вспять ...
  19. Среди страдальцев, всего мучительнее переживавших ...
  20. СОВРЕМЕННАЯ КРИТИКА РЕНЕССАНСА
  21. В последние десятилетия там происходит ...
  22. Техника по своему существу есть нечто такое ...
  23. А индексы экономического производства тоже нельзя ...
  24. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
  25. Она призвана восстановить деятельное единство ...
  26. Дерево познания распадается на ветви, каждая ...
  27. НОВЫЙ РЕНЕССАНС И ТЕХНИКА
  28. Массам доступны препараты, создающие приподнятое ...
  29. Это последнее настроение Эллюль ...
  30. РЕНЕССАНС И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
  31. В 1973 уход американцев из Вьетнама ...
  32. Суть нашей эпохи - фундаментальная проблематизация ...
  33. ПОДРЫВ ХРИСТИАНСТВА
  34. Возрожденное было Лютером в 16 веке ...
  35. Обращение Константина в христианство во имя военно-политической ...
  36. Для неписаного права творить что угодно с этим ...
  37. Ни одна из наших построек не могла устоять ...
  38. Не менее того. Все остальное ...
  39. Свидетельство обещанного Христом Воскресения Эллюль видит ...
  40. ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
  41. За современной критикой Ренессанса стоит ...
  42. Способность к восприятию целого сама по ...
  43. ЗАМЫСЕЛ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА У ДАНТЕ
  44. Церковь, далее, ограничена во времени ...
  45. И в этике Аристотеля, который назван ...
  46. АНТИЧНОСТЬ И ЕЕ ДОБРОДЕТЕЛЬ
  47. Петрарка упрекает Боккаччо за минутное ...
  48. Поиски и опубликование древних текстов ...
  49. РЕНЕССАНС И СРЕДНИЕ ВЕКА
  50. Предыдущая история еще не знала такой готовности ...
  51. ИТАЛЬЯНСКИЙ ГОРОД 13-16 ВЕКОВ
  52. Политические бури продолжались тут два ...
  53. Все тезисы, вплоть до монархии ...
  54. РАСКРЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРИРОДЫ И МИРА
  55. Когда Данте сообщает меценату Кангранде ...
  56. Средневековье не располагало такими отчетливыми ...
  57. РЕНЕССАНС И ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ
  58. Так же думал и говорил Петрарка ...
  59. Если человек человеку действительно ...
  60. НОВАЯ РЕЛИГИЯ?
  61. Ожидание гармонического синтеза далеко ...
  62. Лицо человека теряло прозрачную простоту ...
  63. ОТ ПОЭТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ к ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАУКЕ
  64. Поистине удовлетворившись зрелищем горы ...
  65. Энергия безудержного изобретательства часто ...
  66. Победа на соборах во многом зависела от численного ...
  67. Скандальное непонимание ренессансной философии слова ...
  68. Леонардо через голову гуманистов-филологов ...
  69. СЕВЕРНЫЙ РЕНЕССАНС
  70. Аристократическая республика Венеция ...
  71. МЕСТО РЕНЕССАНСА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
  72. СЛОВО ПЕТРАРКИ
  73. Данте до конца дней мечтал о Флоренции ...
  74. УХОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  75. Или еще: он видит что распространяет ...
  76. ФИЛОСОФСКАЯ ПОЭЗИЯ
  77. Его резиденция Палермо был самым ...
  78. НОВОЕ СЛОВО
  79. Петрарка хорошо понимает собственную филологическую ...
  80. Петрарка больше Данте и Боккаччо сделал ...
  81. КОДЕКС ХАММЕРА
  82. Земля снабжена, как мы кровеносной ...
  83. ФРАНЧЕСКО ГВИЧЧАРДИНИ
  84. Всего пятнадцатью годами раньше Макиавелли ...
  85. Мир дан не ради покоя, а ради предельного ...
  86. Непохоже, что свое лютеранство Гвиччардини ...
  87. Примечания