Карта сайта

Ростов-на-Дону

Красавец-город открывается перед нами на высоком берегу — солнечный, зеленый, с громадами зданий из светлого камня.

Сверкающая стеклом башенка речного вокзала и пассажирский павильон расположены возле моста через Дон.

Этот мост, в сущности, продолжает одну из главных магистралей города — проспект имени Первой Конной армии. К Дону спускаются тут бетонные лестницы; их площадки, усыпанные желтым песком, обрамлены зелеиью, украшены клумбами и газонами.

А к лестницам примыкает широкий бульвар-парк нижней террасы. Решетки художественного литья отделяют его от реки. Переливаются перламутром шары фонарей. У отвесной стенки, сложенной из розовато-серого камня, стоят пароходы.

В Ростовский порт, отметивший недавно свое 125-летие, приходят суда под вымпелами волжского, камского, столичного пароходств; отсюда некоторые из них идут дальше, в морские порты — Жданов, Ейск, Таганрог. Недавно открыты пассажирские линии Ростов — Севастополь и Ростов — Сочи. На них будут работать специально построенные ленинградцами пассажирские теплоходы типа «Молдавия». Для судов этих линий сооружаются особые причалы.

Ростовский порт принимает также корабли, плавающие вдоль побережья Африки, не раз проходившие Босфор, побывавшие у причалов Лондона и других европейских портов.

Начало Ростову положила таможня, учрежденная в 1749 году. Потом здесь построили крепость, назвав ее именем митрополита Дмитрия Ростовского, объявленного «святым».

Исключительно выгодное географическое положение Ростова немало способствовало его быстрому росту. Из-за моря иностранные купцы везли сюда вина, пряности, кофе, сафьян и возвращались обратно с шерстью, хлебом, рыбой. От Ростова в глубь России тянулись бесконечные обозы с товарами для ярмарок. По Дону плыли к городу барки с зерном, медью и железом, доставленными по Волге с Урала и перевезенными по сухопутью через Волго-Донское междуречье. Потом пошел на Ростов и уголь донецких шахт. Постепенно вокруг торговых лабазов и складов стали появляться мельницы, лесопильни, табачные фабрики.

Ростовский порт превратился в один из самых оживленных на юге страны Сюда в поисках работы стекались люди со всей России.

А. М. Горький, который в 1891 году работал в этом порту грузчиком, писал: «До ужаса много было людей, искавших кусок хлеба в этот тяжелый год».

На многочисленных паровых мельницах, крупных табачных фабриках, шерстомойках, металлообрабатывающих заводах Ростова, часть которых принадлежала иностранным капиталистам, нещадно эксплуатировались тысячи рабочих. В знаменитой стачке 1902 года пролетариат Ростова, и в особенности рабочие мастерских Владикавказской железной дороги, показали высокое классовое самосознание, вписав славную страницу в историю революционной борьбы.

В 1905 году стачками и забастовками были охвачены почти все крупные предприятия Ростова. В городе был организован Совет рабочих депутатов. Декабрьское вооруженное восстание ростовского пролетариата продолжалось восемь дней, причем все эти дни восставшие вели упорные бои с полицией и царскими войсками.

В годы гражданской войны и интервенции Ростов не раз переходил из рук в руки. Окончательно освободила город от белогвардейцев героическая Первая Конная армия.

Перед Великой Отечественной войной в городе была сосредоточена мощная промышленность и один только Ростсельмаш выпускал больше сельскохозяйственных машин, чем вся дореволюционная Россия.

Фашистские оккупанты нанесли Ростову огромный ущерб. Они разрушили более половины жилых и административных зданий города и почти все его промышленные предприятия. Надо ли говорить, что самоотверженный труд ростовчан давно залечил эти раны?

Ростов - центр области с развитой индустрией и сельским хозяйством.

Ведущая отрасль промышленности Ростовской области — машиностроение. Отсюда страна получала известные самоходные комбайны СК-3, а с февраля 1962 года получает более производительные машины СК-4. Налаживается выпуск универсальных самоходных шасси с комплексом навесных орудий.

Область выпускает более половины всех котлов, нужных тепло-ным электростанциям страны, снабжает железные дороги большим количеством электровозов. Шахтеры области добывают свыше 30 миллионов тонн угля в год.

Труженики сельского хозяйства за последнее время освоили свыше 400 тысяч гектаров новых земель и энергично продолжают это государственно необходимое дело. Теплый климат Придонья позволяет получать здесь устойчивые урожаи многих культур, в особенности на орошаемых землях.

Упомянем в заключение, что центр области принадлежит к числу крупных городов России: в Ростове проживают свыше 640 тысяч человек. Город продолжает расти, и только один новый его район в западной части проектируется для ста тысяч жителей.