Карта сайта

Донская Шампань

Донское виноградарство ведет начало по крайней мере со времен Петра Первого. Впрочем, по свидетельству историков, виноградную лозу в Придонье знали гораздо раньше, чуть ли не при хазарах.

На Дону издавна культивируют превосходные сорта столового и так называемого технического винограда, из которых приготовляются диетические соки, сухие, десертные, игристые вина. Из выведенных здесь урожайных сортов винограда назовем «пухляковский», «цимлянский черный», «ладанный», «красностоп-золотовский», «буланый».

Придонье — крупнейший в Российской Федерации район садоводства и виноградарства. Здесь, на хорошо прогреваемых солнцем и орошаемых водами Цимлянского моря землях, организованы крупные виноградарские и плодоовощные хозяйства. По левобережью Дона, вдоль оросительных каналов, создается «донская Шампань».
25 совхозов образуют ядро нового района промышленного виноградарства в Задонье.

Начинаясь несколько ниже Цимлянского моря, широкая полоса молодых виноградников смыкается с исконными районами виноградарства возле рабочего поселка Се-микаракорского, расположенного вблизи прежнего русла реки — Старого Дона.

Здесь строится завод, рассчитанный на выпуск 10 миллионов банок плодоовощных консервов в год. Семикаракорский совхоз, возникнувший несколько лет назад в голой степи, развел яблоневые, вишневые, сливовые сады, освоил плантации помидоров. Земли совхоза орошаются водами, поднятыми с помощью насосных станций.

Соседняя станица Раздорская считается родиной «донской чаши», дающей особенно высокие урожаи винограда.

Раздорская в XVI веке была центром донского казачества. Легенды утверждают, что именно здесь родился Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. И уже не легенды, а исторические документы называют Раздорскую местом стоянки петровского флота во время азовских походов.

Кажется, что жители станицы соперничают друг с другом в искусстве ярко и красиво окрашивать дома. Тут не увидишь скучных серых улиц.

Да и сам батюшка-Дон в этих местах необыкновенно привлекателен. Он неширок, извилист, его невысокие яры источены гнездами стрижей, зелень густа и приветливо раскидиста. Из-за мысов то и дело выплывают станицы, воздух напоен ароматами трав, и на рассвете пассажиров будит птичий гомон...

Рощами пирамидальных тополей, пышными каштанами, густыми зарослями сирени возле большого дома отдыха провожает нас станица Мелиховская.

Подле нее начинается Аксайская низменность. Справа на горе еле различим город Новочеркасск. Он стоит в стороне от Дона, на мелководной речке Аксай. Но не примите за этот город расположенную неподалеку станицу с церковью над обрывом. Новочеркасск гораздо дальше, ниже, вы узнаете его по блеску серебряных куполов большого собора.

Возможно, что из Ростова вам удастся совершить автобусную экскурсию в этот город, который до революции считался административным центром донского казачества. Теперь в промышленном городе Новочеркасске — крупные машиностроительные заводы и высшие учебные заведения. Интересен Новочеркасский музей истории донского казачества.

В связи со стройкой крупнейшей в СССР тепловой электростанции город получает водную артерию, связывающую его с Доном и Ростовом. Вода в канале, вдоль которого разбиваются пляжи и по которому открывается пассажирское движение, не будет замерзать даже зимой.

Ниже рабочего поселка Багаевского, там, где впадает река Маныч, начинается Манычский водный путь, ведущий в Сальские степи.

Перед Ростовом река особенно оживлена. Она стала шире, полноводнее. То и дело пароходы предупреждают свистками лодки и баркасы, снующие вокруг.

Высокая колокольня и собор напоминают о прошлом станицы Старочеркасской, которая именовалась некогда Черкасским городком. Здесь в давние годы была столица донского казачества.

Дои часто заливал ее улицы, несмотря на валы, которыми пытались ограждать город. В конце-концов по настоянию атамана Платова столицу перенесли в Новочеркасск, и только старинная песня напоминала о прежнем значении Старочеркасской:

Как у нас на Дону, во Черкасском городу Собирались казаченьки во един круг...

По извилистому руслу Дона мы идем к Аксайску. До недавнего времени это была станица, «о усиленное развитие промышленности превратило ее в город.

За Аксайском по обоим берегам сплошь тянутся хутора, селения, железнодорожные станции, элеваторы, заводы. Начинаются пригороды Ростова-на-Дону.

Вдали над левобережной поймой — город Батайск.

Посреди реки — Зеленый остров, превращенный ростовчанами в загородный парк. Обогнув его, направляемся к причалам, вблизи которых волжские гости встречаются с кораблями, бороздившими воды Азовского и Черного морей.