Карта сайта

На Нижний Дон

За коротким каналом — последний, пятнадцатый шлюз волго-донского пути. На его высоких башнях — скульптуры лихих донских конников.

У донского казачества — многовековая история. Основу его некогда составляли вольные поселенцы — главным образом крестьяне, бежавшие на Дон от феодального гнета. Селясь на южных границах русского государства, казаки защищали их от набегов турок и крымских татар.

Постепенно казачество расслоилось: его верхушка разбогатела, захватила в свои руки лучшие земли. Большинство, так называемая «голытьба», оказалось на положении деревенских бедняков. Именно казацкая голытьба была главной силой в крестьянских войнах Болотникова, Разина, Булавина, Пугачева. Кулацкая же часть казачества, дорожа своим привилегированным положением, почти неизменно предавала народных вожаков.

Помещичье-кулацкую часть казачества царское правительство старалось использовать позднее для борьбы с революционным движением. Эта верхушка в годы гражданской войны оказалась в лагере контрреволюции. Трудовое же казачество стало на сторону Советской власти.

Жизнь донского казачества и ожесточенная классовая борьба на Дону запечатлены в замечательных произведениях советской литературы—романах М. А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

Ворота пятнадцатого шлюза выпускают нас по короткому каналу в русло Дона.

Дон нетороплив, спокоен и после морского простора кажется очень узким. Он петляет из стороны в сторону. Раньше в этих местах особенно коварной считалась Каргальская петля с ее двумя опасными перекатами. Строители Цимлянского гидроузла прорыли канал напрямик через перешеек петли. Но и после подобных работ от Цимлянска до Ростова по извилистому руслу Дона судно проходит около 280 километров, тогда как по прямой линии расстояние не превышает ста...

В станицах Нижнего Дона много двухэтажных каменных домов. Большие колхозные фермы, белые здания школ и клубов поднимаются над станичными садами.

За станицами тянутся поля пшеницы, ячменя, проса. Солнечные склоны заняты виноградниками. Кукуруза поднимается выше роста человека. На лугах — стада скота, множество гусей.

Вдоль всей водной дороги к Ростову мы будем останавливаться у богатых донских станиц.

Глинобитные дома, белые, опрятные, крытые черепицей или железом, сбегают к реке вдоль улиц левобережной станицы Романовской.

По увалу, несколько в стороне от реки, растянулась станица Николаевская.

На правом берегу — большой рабочий поселок Кон-стантиновский.

В поселке есть сельскохозяйственный техникум, школа механизации сельского хозяйства, судоремонтные мастерские, кирпично-черепичный, винный, рыбокоптильный заводы. И так почти во всех придонских станицах и поселках, которые скорее похожи на небольшие города, чем на большие села.

Подходим к устью главного притока Дона — Север-ского Донца.

Эту реку чаще именуют Северным Донцом. В действительности ее название происходит от некогда существовавшего в верховьях
реки удельного княжества, столицей которого был Новгород-Северский.

Северский Донец связывает Дон, а теперь и Волгу с Донбассом. Река шлюзована и пропускает много караванов с углем.

Возле устья Северского Донца сооружены причалы первой очереди Усть-Донецкого порта — одного из самых крупных в стране перевалочных портов. Он принимает волжский лес для Донбасса и отправляет по водным путям донецкий уголь.

К хорошо механизированным портовым причалам с одной стороны ведет подходный канал, а с другой примыкает железнодорожная линия, соединяющая порт с ближайшей станцией. Возле порта— благоустроенный рабочий поселок Усть-Донецкий.

В районе станицы Кочетовской первые годы существования нового пути Суда проходили через шлюз, достроенный вскоре после революции. Река перегорожена здесь низкой плотиной, состоящей из щитков. Их снимали на время ледохода и паводка.

По всей вероятности, вы лишь увидите старый шлюз, но не побываете в его камере.

С тех пор как открыта новая дорога, путейцы Волго-Дона упорно углубляли русло в нижнем течении реки. И вот результат: глубины стали достаточными и без подпора воды разборной плотиной. Это экономит время и деньги.