Карта сайта

По морской трассе

И возле Калача, и возле расположенной ниже его правобережной станицы Пятиизбянской с новым поселком речников море внешне немногим отличается от реки в разлив.

По правому берегу — обрывы меловых холмов, защищающие от ветров рейд переформирования караванов.

Первая морская пристань местного сообщения — станица Нижне-Чирская. Она переселилась из низины на пологие увалы правого берега, хорошо обстроилась на новом месте и получила портовые причалы.

За Нижне-Чирской левый берег постепенно исчезает из виду. Известно, что ширина Цимлянского моря на значительном протяжении приближается к 18 километрам, кое-где достигает 22 и в одном месте — даже 38 километров; его площадь — 2600 квадратных километров.

Оно вмещает 12,6 миллиарда кубических метров полезного, могущего быть использованным для получения энергии, объема воды. Полный же его объем почти вдвое больше. В отдельных местах глубина моря достигает 25 метров; по средней глубине оно близко к Азовскому морю.

Цимлянское море сделало Дон доступным для крупных судов, образовало запасы воды для всей трассы Волго-Донского канала, для орошения и обводнения больших площадей, позволило получать много дешевой электрической энергии.

Напомним, что заполнение моря началось в январе 1952 года и закончилось в мае 1953 года.

...Море несколько сужается. Видны мачты высоковольтной электропередачи, по которой Цимлянская ГЭС шлет энергию городам и селам. Мыс с зеленеющими виноградниками прикрывает станицу Суворовскую.

За ней море снова резко раздается вширь. В непогоду по нему гуляют трехметровые волны. Поэтому удобный затон возле левобережной пристани Ильмень-Суворовской превращен в убежище для судов. Таких гаваней-убежищ на море устроено восемь, и, получив радиоизвещение о шторме, капитан всегда может укрыть судно в ближайшем из них.

Слева — хутор Красноярский, один из рыбопромысловых центров нового моря. Здесь — крупный рыбопитомник.

В Цимлянском море много пищи, непривычной местным породам рыб. Чтобы использовать ее, сюда были доставлены из Китая мальки белого амура и толстолобика. Эти крупные рыбы нашли в новом море обильный корм и хорошо размножаются.

На левом берегу, постепенно возвышающемся перед хутором Веселым, установлены металлические створные знаки высотой 65 метров. Правого берега тут не видно.

Широко раскинулся морской простор и глубины здесь достаточны для прохода самых больших судов. На этих судах донецкий уголь доставляется без перегрузки на железную дорогу в любые промышленные пункты Поволжья. Древесина с Урала и из северных районов европейской части страны идет и в шахты Донбасса, и в города Нижнего Дона, и в Приазовье.

Волжский бассейн обменивается теперь своими богатствами с Донбассом и Северным Кавказом по водным дорогам.

Раньше Черноморский бассейн был связан с 13 тысячами километров судоходных речных путей. Теперь Волго-Донской канал подключил к нему еще 30 тысяч километров водных путей Волжского, Северо-Западного и Северного бассейнов.

За семилетие перевозки по каналу должны утроиться по сравнению с 1958 годом.