Карта сайта

Тихий Дон

Часть судов после выхода в море направляется к порту Калач, расположенному правее основной трассы, примерно в 10 километрах от входных маяков.

Калач — в прошлом казачий хутор, выше которого регулярного пароходного сообщения из-за мелководья Дона не было.

Когда началось строительство Волго-Дона, Калач стал штабом стройки. Новые кварталы удвоили территорию города. Появились судостроительно-судоремонтный и авторемонтный заводы, два комбината и другие предприятия. Возник порт. Теперь на его рейде крупнотоннажный флот, плавающий по Волго-Дону, встречается и обменивается грузами с флотом, обслуживающим среднее течение и верховья Дона.

В верховьях Дона мы не будем, не увидим и его среднего плеса. Краткая справка, приводимая ниже, посвящена некоторым особенностям реки и той ее части, которая находится за пределами нашей трассы.

Родина Дона — Средне-Русская возвышенность. Когда-то он брал начало в Иван-озере. Позже это озеро стало давать воду истокам Дона только ранней весной в многоводные годы. В обычные же годы верховья питала главным образом речка Урванка. Ее и стали считать истоком Дона.

В настоящее время Иван-озера вообще не существует: на его месте разлилось Шатское водохранилище.

Длина Дона около 1970 километров. Бассейн его превышает 440 тысяч квадратных километров. У реки на редкость непостоянный характер: весной многоводного года Дон несет, например, в 170 раз больше воды, чем засушливым летом.

Вешняя вода чаще всего скатывается по реке двумя волнами: сначала она идет из южных притоков, где весна наступает раньше, а потом ее посылают и северные. Когда обе волны паводка проходят одновременно, Дон разливается особенно сильно.

Но зато летом он спокойно, неторопливо течет среди песчаных кос и отмелей, омывая подножия белых меловых холмов, дробясь на рукава в широких займищах. Даже небольшие пароходы из-за мелководья не всегда могут плавать в верхнем плесе реки, а до создания Цимлянского моря для них в иные годы не был доступен и район Калача.

Ясно, что без серьезного изменения водного режима Дон не мог стать для крупных судов транзитным водным путем между Волжским бассейном и бассейном Черного моря. Поэтому одновременно со строительством канала была преобразована и река ниже его выхода.

Расположенные на Верхнем Дону пристани — Лиски, Павловск, Базки —отправляют много хлеба. В половодье суда поднимаются по притоку Дона, реке Воронежу и до города Воронежа.

Плес Базки—Калач и сейчас еще изобилует мелями и перекатами, а до революции он летом вообще не был судоходным и выразительно назывался «Мертвым Доном».

Регулярная линия связывает сейчас Калач со станицей Вешен-ской, где работает крупнейший советский писатель, академик Михаил Александрович Шолохов.

Пароходы этой линии по пути из Вешенской минуют город Серафимович и ряд значительных станиц — Усть-Хоперскую, Сиро-тинскую, Качалинскую. Последняя находится уже на берегу Цимлянского моря, которое не кончается в Калаче, а разлилось гораздо выше этого города, до устья Иловли.