Карта сайта

Порогами донской вольницы...

Нам знакомы теперь многие сооружения канала. А как и когда возникла сама идея волго-донского соединения?

По мнению некоторых исследователей, удобный путь через междуречье использовался уже за шесть веков до нашей эры. Вероятно, именно через Волго-Донское междуречье греческие колонии Причерноморья позднее связывались с Уралом и Сибирью.

Знаменитый путь «из варяг в греки» имел от Днепра ответвления на восток, к Дону. Уже в IX и X веках арабские историки отмечали, что Танаис (древнее название Дона) — «славянская река» и что ее берега заселены «славянскими и другими племенами».

В начале X века 500 русских судов спустились по Днепру в Черное море, отважно обогнули Крым, пересекли Азовское море и вошли в Доп. Отсюда по волокам и речкам они перебрались на Волгу.

В XVI веке войско турецкого султана тщетно пыталось этим же путем перетащить свои суда.

Позднее донская казацкая вольница совершала через междуречье поход за походом и даже основала там укрепленный городок.

Серьезная попытка соединения двух рек связана с именем Петра Первого.

Место для постройки он выбирает там, где пролегал стародавний путь, соединяющий Волгу с Доном через переволоку между их притоками— Камышинкой и Иловлей.

Сюда сгоняют тысячи солдат и «работных людей». Руководит стройкой некий Брекель. Шлюз он строит так плохо, что вода в нем держится не лучше, чем в решете. Боясь гнева Петра, Брекель убегает за границу с паспортом своего слуги, не забыв прихватить изрядную сумму денег.

После первой неудачи канал стали строить немного южнее. Работы продолжались три года. Но война со Швецией отвлекла силы страны. Землекопы покинули степь, где уже был вырыт глубокий и длинный ров.

Известно, что позднее Петр Первый предпринял более удачную попытку соединения бассейнов двух рек у Иван-озера — там, где начинался Дон и откуда уходили притоки Оки. Но воды на этом искусственном пути было мало, и постепенно канал забросили.

Прошло еще много десятилетий. Поплыли по Волге и Дону пароходы, выросли приволжские города, люди густо заселили придонские степи. Через междуречье построили конно-железную, потом обычную железную дорогу, а канала по-прежнему не было.

Идея волго-донского соединения в разные времена воодушевляла многих выдающихся деятелей России, но царское правительство равнодушно отклоняло проект за проектом. О Волго-Доне писал Д. И. Менделеев, за него ратовал великий русский географ А. И. Воейков... Все тщетно!

И тем знаменательнее, что уже в трудный первый год существования Советской власти на заседании Совнаркома вопрос о соединении двух рек был рассмотрен и такое соединение признано первоочередной задачей. На этом заседании председательствовал Владимир Ильич Ленин, имя которого носит построенный по его заветам канал.