Карта сайта

Подвиг строителей

Во многих изданиях легко найти все основные сведения о Вол-го-Доне.

Мы прочтем, что за короткий срок в междуречье был построен судоходный канал длиной в 101 километр с 13 шлюзами, 3 насосными станциями, 13 плотинами и дамбами, 7 водосбросами и водоспусками, 2 аварийно-ремонтными заградительными воротами, 8 мостами, 3 паромными переправами, 10 пристанями и остановочными пунктами, механизированным портом в Калаче и приканальной автомобильной дорогой, соединяющей Волгоград с Калачом.

Мы узнаем далее, что земляная плотина гидроузла, построенного на Дону, в районе станицы Цимлянской, протянулась почти на 13 километров, а бетонная — почти на 500 метров и что этот узел включает в себя также гидростанцию, 2 шлюза, аванпорт, головное ирригационное сооружение, железнодорожные и шоссейные мосты.

Хорошо известен и объем работ, выполненных при сооружении су доходного канала и Цимлянского гидроузла: земляные (выемки и насыпи) —152 миллиона кубометров, железобетонные и бетонные — 3 миллиона кубометров.
Но всегда ли мы помним о том, каким напряжением сил, в какой борьбе завоевывались эти миллионы кубометров, превращенные теперь в сооружения большой водной дороги?

Сто один километр канала проложен через засушливую степь и выжженную солнцем полупустыню. Те 152 миллиона кубометров, которые переместили строители, вовсе не были легкими сыпучими грунтами — нет, им пришлось иметь дело и с мертвыми хвалынскими глинами, за тысячелетия слежавшимися в тяжелую неподатливую массу. 3 миллиона кубометров бетона укладывались на стройке и в палящий летний зной, и в зимнюю метельную пору, которая иод Волгоградом злее, чем где-нибудь возле Архангельска. Строителей подстерегали в степи неразорвавшиеся мины и снаряды — ведь трасса пересекала плацдарм великой битвы. Волки рыскали вокруг первых палаток, и за глотком воды надо было ехать несколько километров...

Все вынесли, все преодолели строители — и дикий разгул катастрофического паводка 1951 года, когда взбесившиеся воды врывались в котлованы, топили экскаватары, размывали плотины, сбрасывали трубы пульпопроводов; и двадцатисуточную метель, когда в степь па расчистку дорог люди выходили, держась за веревки, чтобы не потеряться, не сгинуть в снегах; и гололедицу, когда земля перестала быть опорой, превратившись в бескрайний скользкий каток; и налеты суховеев, приносивших едкую пыль и удушающую жару.

Теперь там, где строители жестоко, упорно и смело воевали с природой, идут и идут вверх и вниз по водной лестнице, мимо светлых башен, суда пятиморской великой дороги. Башни украшены мирными эмблемами: снопы, дубовые ветки, якоря. А вокруг — поселки под красными черепичными крышами с белыми памятными монументами на площадях, сизоватая зелень огородов, фруктовые сады, где зреют груши, абрикосы, персики, виноград...

Строить канал было трудно, очень трудно, но тем величественнее подвиг строителей!