Карта сайта

К водоразделу

За третьим шлюзом теплоход идет длинным участком канала, вдоль берегов которого — молодые сады и стандартные легкие домики садоводов-любителей.

Мы направляемся к «Ч а пу р никовской лестнице», где на протяжении 9 километров близко друг от друга стоят 6 шлюзов.

Справа, за приканальной дорогой, по которой автобусы ходят из Волгограда в Калач, — новая центральная усадьба совхоза: каменные дома, механизированные скотные дворы, теплицы. На другом берегу — обширные плантации, где впервые в истории здешних полупустынных мест земля, обильно напоенная донской водой, дает хорошие урожаи овощей.

Башни четвертого шлюза приподняты над плавно изогнутой дугой канала.

Они превращены в монументальный памятник событий Великой Отечественной войны: там, где построен четвертый шлюз, в августе 1942 года была разбита рвавшаяся к Волге танковая армия врага. Тот, кто помнит обстановку на фронтах в августе 1942 года, ясно представит себе все значение событий, разыгравшихся в этой степи.

За четвертым шлюзом судно попадает в небольшое водохранилище, возле которого — поселок имени XIX съезда КПСС.

Трасса круто поворачивает к пятому шлюзу. Ее извилистость объясняется стремлением избежать слишком большого объема земляных работ при строительстве: канал обходит здесь возвышенность.

Белые башни шлюзов искрятся мраморной крошкой. Чернеют чугунные решетки художественного литья, фонарные столбы, декоративные цепи, причальные тумбы. Золотом сверкают эмблемы.

Внутри башен — совершенные механизмы и пульты управления. Впрочем, за последние годы развитие телемеханики позволяет управлять шлюзованием с помощью портативного переносного пульта.

За пятым шлюзом открывается перспектива всей «Чапурниковской лестницы». Линия башен поднимается к водоразделу. Сзади — ширь равнины, блеск воды в канале и облака над Волгой, которую не видишь, но угадываешь.

А неподалеку — разбросанные в зелени коттеджи дома отдыха

«Волго-Дон», искусственное озерко в тех местах, где еще недавне ма растрескавшейся земле колыхались седые бороды ковыля...

Навстречу нам выдвинули черные ростры торцовые стены башен шестого шлюза. На щите барельефа три буквы: «ВДК» — Волго-Донской канал.

Башни седьмого шлюза украшены портиками. Правее — поселок Солянка; видна его центральная площадь с клубом, перед которым в честь строителей канала установлена скульптура «Труд».

На щитах башен восьмого шлюза — надписи, напоминающие, что из этого района 15 июля 1918 года началось успешное наступление частей Царицынского фронта на юг против белогвардейцев и что Донецко-Морозовская дивизия, сформированная из рабочих Донбасса, героически сражалась здесь против врага.

Затратив на весь подъем по «Чапурниковской лестнице» около двух часов, судно оказывается у водораздела. Сразу за перекинутым через канал мостом — высокие, украшенные ротондами, башни девятого шлюза, последнего на волжском склоне.

Когда камера шлюза наполнится водой, мы поднимемся к самой «вершине» канала, на высоту почти 90 метров над уровнем Волги.

Дальше начинается водораздельный участок с наиболее глубокой на трассе выемкой. Ее прорезал на гребне водораздела большой шагающий экскаватор ЭШ 14/65, и он же нагромоздил возле трассы горы красноватой глины, на которой, несмотря на обильный искусственный полив, с трудом приживаются деревья и травы. Однако озеленителям удалось многое сделать даже здесь, на самом неблагоприятном для посадок месте.