Карта сайта

Там, где встретились реки

На величественной арке начертано: «Слава великому Ленину». Ее оформление посвящено трудовым и военным подвигам советского народа, битве, прославившей город-герой.

Ворота открыты, зеленый огонь светофора разрешает вход.

Нас теперь уже не удивляют размеры камер шлюзов Волго-Дона: после волжских гидроузлов они кажутся довольно скромными.

Практически усвоив за наше путешествие азы гидротехники, мы легко определим, что верхние ворота волго-донского шлюза не похожи, скажем, на сегментные затворы шлюза канала имени Москвы: тут они плоские, движущиеся вверх и вниз.

Эти ворота, опустившись под воду, пропускают нас между двумя белыми башнями на... водную улицу: город придвинулся к трассе по обоим берегам. Слева, на возвышенности, жилые дома и административный корпус управления канала.

Судно проходит под мостом автомобильной дороги, соединяющей центр города с его южной частью, расположенной за каналом. Впереди — стальная арка железнодорожного моста.

Мы минуем место, где 31 мая 1952 года в 1 час 55 минут дня впервые встретились Волга и Дон.
Разделявшее их междуречье местами возвышается над уровнем Волги более чем на 100 метров. Использовав долины степных рек, строители создали цепочку водохранилищ и каналов с двумя «лестницами» шлюзов. Уровень Дона приблизительно на 40 с лишним метров выше уровня Волги и на донском склоне обошлись четырьмя шлюзами, тогда как волжский потребовал устройства девяти водных «ступенек».

Канал рассчитан на питание донской водой: для наполнения водораздельных водохранилищ ее необходимо поднимать на гораздо меньшую высоту. Весной 1952 года заработали три мощные насосные станции донского склона, и постепенно воды Дона по готовому руслу канала пришли на волжский склон. В те дни на Волге был разгар половодья. Навстречу мутному потоку через открытые для этого ворота первого шлюза хлынул волжский вал, и под восторженные крики толпы строителей произошло слияние двух рек, осуществленное народом...

Из камеры второго шлюза справа виден поселок работников, обслуживающих первые три ступени «лестницы» со стороны Волги.

Каменные домики выглядывают из молодой зелени, уже поднявшейся выше крыш. В центре поселка — клуб, асфальтированная улица ведет к пруду. А когда сюда пришли первые строители, в солончаковой степи негде было напиться и воду им привозили издалека в цистернах.

Вот и сейчас на пологих склонах Ергеней, которые тут довольно близко подходят к трассе, все выжжено солнцем и безжизненные пятна песков напоминают о полупустыне.

Башни третьего шлюза предусмотрительно возведены в стиле городских зданий: кварталы поселка судостроителей уже стоят здесь возле самой трассы.

С кормы шлюзующегося теплохода видны триумфальная входная арка и новый район за каналом с кварталами светлых домов, заводскими трубами, линиями высоковольтных передач.

Если вы путешествуете весной, то различите вдали слева большие зеркала воды. Это Сарпинские озера, почти пересыхающие в летние месяцы засушливого года.