Карта сайта

Имени XXII съезда КПСС

До плотины гидростанции имени XXII съезда КПСС остаются считанные километры.

Строительство этого величественного сооружения, достойного нашей эпохи, было поистине всенародным делом. Его завершение совпало с подготовкой к XXII съезду партии, и явилось трудовым подарком историческому съезду. Самая крупная в мире гидростанция, воздвигнутая в низовьях Волги, возле стен города-героя, стала символом мощи социалистического государства, символом мирных устремлений советского народа.

Пуск Волжской гидроэлектростанции имени XXII съезда КПСС— важный этап на пути выполнения заветов великого Ленина по электрификации страны. Волжские гиганты стали важнейшими звеньями Единой энергетической системы европейской части нашей страны, создаваемой в семилетке. После вступления в строй новой гидростанции — шестой на великой реке — общая мощность волжского каскада превысила 5 миллионов 700 тысяч киловатт, а выработка энергии поднялась почти до 23 миллиардов киловатт в год.

Создавая гидростанцию мощностью в 2,5 миллиона киловатт и весь комплекс сооружений гидроузла, строители выполнили 140 миллионов кубометров земляных работ, уложили 5,5 миллиона кубометров бетона и железобетона.

Гидростанция имени XXII съезда КПСС мощнее Волжской имени В. И. Ленина на 263 тысячи киловатт, но ее строительство, благодаря применению новых прогрессивных методов, обошлось на 300 миллионов рублей дешевле. В расходе бетона и железобетона на один киловатт мощности наши строители достигли лучших показателей, чем строители крупных гидростанций Соединенных Штатов Америки.

Уже к началу 1962 года ГЭС имени XXII съезда КПСС, выработав миллиарды киловатт часов энергии, вернула государству примерно четвертую часть денег, затраченных на ее строительство.

Панорама основных сооружений волжского гиганта скоро откроется перед нами.

Мы помним — последние годы берега соединял там воздушный мост канатной дороги. Высоко над палубой судна по стальным канатам плыли вагонетки, и предохранительная сетка защищала от увесистых камней, которые ненароком могли сорваться с высоты.

Миллионы кубометров песка, гравия, щебня были переброшены по воздуху на этой необычной волгоградской переправе с правого берега для автоматизированных бетонных заводов левобережья. Эти миллионы кубометров лежат теперь в сооружениях, рассчитанных на века.

Не будем приводить здесь подробную летопись стройки и ограничимся лишь упоминанием о памятных событиях заключительного ее этапа. Строители гидростанции обязались пустить первые агрегаты на год раньше намеченного срока, в 1958 году. В октябре этого года люди простились с котлованом, где провели несколько лет в труде, в борьбе со стихией. 23 октября, после взрыва перемычки, котлован был затоплен.

Перед решающим штурмом неожиданно испортилась погода, начались метели. Это осложнило наводку понтонного моста через трехсотметровый проран, которая была поручена командам рейдовых теплоходов и бригадам такелажников. И все же работа была закончена к сроку. Вечером 30 октября первые машины с камнем вступили на мост. Потом в бешено бурлящую воду полетели десятитонные пирамиды из бетона. 31 октября телеграф разнес радостное известие: строители перекрыли Волгу под Волгоградом в рекордно короткий срок — за 10 часов.

И раньше, чем кончился 1958 год, не два, как обещали строители, а три агрегата досрочно дали промышленный ток.

В 1959 году один за другим вступили в строй девять агрегатов энергетического гиганта, а к концу года было закончено строительство крупнейшей в мире электромагистрали Волгоград — Москва. 14 мая 1960 года было завершено наполнение шестого волжского моря.

9 декабря 1960 года — на год раньше срока — дал промышленный ток 21-й агрегат. Флагман энергетики стал работать на полную мощность!

Завершением летописи великой стройки стал народный праздник торжественного пуска гидростанции, когда 10 сентября 1961 года Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев разрезал красную ленту в машинном зале, а затем выступил с яркой речью перед строителями и многочисленными гостями.