Карта сайта

Город Куйбышев

Новые многоэтажные дома поднялись над новой набережной. Островком осталась среди жилых кварталов теплоцентраль. А дальше — зелень парка, и над его деревьями — высокие, светлые здания центральной части Куйбышева.
Посмотрите, как город, занявший десятки километров волжского берега, «повернулся лицом» к Волге, избавился от всяческих лабазов, складов, конторок, хибарок, которыми была застроена приречная часть старой, купеческой Самары.

За каймой песчаных пляжей стеной уральского гранита поднялась центральная набережная. Широкие лестницы, отделанные серым и розовым полированным камнем, украшенные декоративной зеленью, спускаются к Волге. Массивная чугунная решетка обрамляет бульвар-парк, где высажены многолетние липы, березы, ели, лиственницы.

Дебаркадеров с залами ожидания, гостиничными номерами, буфетами, ресторанами в Куйбышеве едва ли меньше, чем в Горьком. И по числу пассажиров, и по количеству грузов Куйбышевский порт — один из важнейших на Большой Волге. В разгаре навигации от его причалов каждые пять минут отходит грузовое или пассажирское судно.

Здесь теперь центр перевозок волжской нефти, база пароходства «Волготанкер». В семилетке порт удваивает грузооборот. Его новые причалы будут строиться ниже впадения в Волгу реки Самары, за пределами центральной части города.

Старая Самара имела сравнительно развитую мукомольную промышленность. Теперь промышленное лицо города определяют прежде всего металлообработка и машиностроение.

В числе новостроек, которыми обогатила город семилетка, — мощный металлургический завод имени В. И. Ленина. Это крупнейшее предприятие по производству легких сплавов. Специалисты считают, что заводу нет равных в мире по технологической вооруженности, новизне технологических процессов и мощности оборудования

Десятки крупных предприятий города выпускают также металлические конструкции, станки и инструмент, башенные краны, детали и узлы тракторов, автомобилей и комбайнов, доильные аппараты, шариковые и роликовые подшипники. Более четвертой части жителей Куйбышева занято в промышленности и на многочисленных стройках.

Нефтеперерабатывающая, газовая и электроэнергетическая промышленность Куйбышевской области растет бурными темпами. За последние шесть лет валовая продукция предприятий области выросла в 1,5 раза. Выработка электроэнергии увеличилась за это время в 6 раз. Было создано свыше 3 тысяч новых типов машин, механизмов, приборов. Изделия куйбышевцев демонстрировались на десятках международных выставок. По выработке электроэнергии, выпуску станков, добыче горючего область далеко обогнала соответствующие показатели всей дореволюционной России.

Городской транспорт Куйбышева перевозит в год свыше 100 миллионов пассажиров. Новый Куйбышевский аэропорт Курумоч, где пересекается несколько линий союзного значения, связывает город трассами скоростных пассажирских самолетов со многими областями страны. Теперь жителю Куйбышева нужно меньше двух часов, чтобы прилететь в столицу.

Каждый день на куйбышевские улицы выходят более 120 тысяч студентов и школьников. Тут несколько высших учебных заведений, много техникумов, всевозможных специальных училищ.

После окончания строительства Городка печати куйбышевцы станут получать по утрам все центральные газеты: их будут печатать с матриц в типографиях городка.

Да, далеко ушел Куйбышев от старой Самары, которую разбогатевшие хлеботорговцы считали своей волжской «столицей» и о которой Тарас Шевченко отозвался, как о «чопорной юной купчихе», как о неживописном и до тошноты однообразном городе...
Знакомясь с Куйбышевом, мы увидим в его облике и сохранившуюся еше местами «самарскую» застройку: ведь ближайший к порту район является наиболее старым в городе. Намечая план пешеходной экскурсии, будем помнить, что достопримечательные места города расположены сравнительно некомпактно и их трудно связать тематическим кольцевым маршрутом.

Мы рекомендуем начать с поездки на троллейбусе в Дом-музей В. И. Ленина.