Карта сайта

Через шлюзы

На полукруглом выступе — скромные и строгие башни управления верхними шлюзами. После короткой стоянки в Ставропольском перевалочном порту судно входит в камеру одного из них. Рядом — параллельная камера второй «нитки». Размеры шлюза таковы, что в нем может находиться сразу несколько больших судов.

Быстро убывает вода, открываются створки ворот — они весят 700 тонн, — и теплоход проходит под мостом автострады Москва —Куйбышев, которая, как и железная дорога, пересекает Волгу по плотине. Мы — в так называемом разделительном, или промежуточном, бьефе, в широком канале, ведущем к нижним шлюзам.

Теперь поспешим на корму судна.

Снова открывается панорама шестикилометрового фронта сооружений гидроузла — на этот раз с другой стороны, с нижнего бьефа, когда особенно заметны его грандиозные масштабы. Может быть, вы будете путешествовать в разгар половодья и увидите, как с водосливной плотины, над которой сверкает радуга, низвергаются водопады. А за ее пролетами — песчаный вал земляной плотины и гигантское здание гидростанции.

Строители гидроузла переместили 190 миллионов кубометров грунта. В сооружения уложено 7,4 миллиона кубометров бетона и железобетона. Можно, разумеется, переводить эти миллионы кубометров в египетские пирамиды, тянуть из них воображаемые полосы через земной шар, — но чтобы иметь полное представление о результатах трудового подвига гидростроителей, нужно своими глазами увидеть то, что видит волжский путешественник...

Канал между шлюзами протянулся на 5 километров. За правой дамбой кроны деревьев: мы находимся значительно выше их. Лес скрывает от нас коренное русло Волги, но дальний жигулевский берег хорошо виден.

Неподалеку от здания гидростанции в долине между гор белеют кварталы большого города, поднимаются трубы предприятий. Это Жигулевск Начало ему положили нефтяники, а своим расцветом и бурным ростом он обязан гидростроителям.

В долине ниже Могутовой горы, на которой из камня выложено красное знамя с надписью «Слава КПСС!», видны кварталы промышленного района того же Жигулевска. Новый город опоясывает гору полукольцом. Он связан железной дорогой с Сызранью.
Пока мы идем по каналу, Жигули сравнительно далеки от нас. Но вполне можно различить без бинокля Лысую гору, на которой, по преданию, бывал Петр Первый, и утес Шелудяк, названный по имени сподвижника Разина — Федора Шелудяка, устроившего там наблюдательный пункт.