Карта сайта

Имени Ленина

Все ближе массив Могутовой горы. Над сузившимся морем начинает очерчиваться плотина Волжской гидростанции имени В. И. Ленина.

10 августа 1958 года ее строители рапортовали Центральному Комитету КПСС и Совету Министров Союза ССР об окончании работ. Сооружения гидроузла прошли к этому времени всестороннюю длительную проверку и были предъявлены к сдаче в постоянную эксплуатацию. В строй вступила гидроэлектростанция проектной мощностью 2 миллиона 100 тысяч киловатт с выработкой электроэнергии 10,8 миллиарда киловатт-часов в год. Впоследствии ее мощность была еще повышена.

На торжественное открытие гидростанции прибыли руководители партии и правительства. После осмотра сооружений состоялся митинг, на котором выступил Н. С. Хрущев. Он отметил, что в этой крупнейшей в мире гидроэлектростанции воплощен человеческий гений, что в веках будут помнить благородный труд проектировщиков, инженеров, ученых и рабочих, участвовавших в великой стройке.

Годы стройки... Паводки, ледоходы, штормы, метели, морозы. Вода, бьющая в перемычки снаружи, и вода, тысячами струек просачивающаяся к котловану через грунт. Жидкие «плавуны», в которых вязнут, тонут машины, неподатливая твердь камня, о которую тупится сталь, тяжелые синие глины, липнущие к ковшам экскаваторов...

Весной 1952 года волжские пассажиры с интересом рассматривали подкову перемычки, выдвинувшейся в Волгу против бывшего села Отважного. Село исчезло — на его месте «Уральцы» и шагающие экскаваторы рыли огромный котлован. По соседству работали самые мощные в мире землесосы, каждый из которых заменял труд 30—35 тысяч землекопов, и многочерпаковая сормовская землечерпательная машина, выполнявшая работу 20 тысяч человек. К этому времени как бы определился стиль великой стройки: массированный ввод в действие могучей отечественной техники, машин невиданной производительности.

...Четвертый год трудового наступления в Жигулях. Волжские суда идут под воздушным мостом канатной дороги, и над головами пассажиров проплывают вагонетки со щебнем. Почитатели Волги стараются хорошенько запомнить, как все выглядит вокруг: ведь навигация 1954 года — последняя навигация по старому руслу...

Наступает 1955 год — решающий для стройки, насыщенный волнующими, радостными событиями.

31 июля открываются ворота нижнего шлюза строящегося гидроузла и первые пароходы идут не извечной дорогой вдоль правого берега, а новой, у левого!

Осенью, в ветреную погоду, строители сумели на бешеной стремнине стиснутой перемычками Волги поставить баржи-якорницы наплавного моста.

Последнее судно по старому руслу Волги было пропущено 13 октября. 23 октября затопление котлована открыло реке новые пути — через донные отверстия здания ГЭС.

Сигнал к последнему штурму был дан утром 30 октября, когда вслед за горами ссыпанного в неистово бурлившую реку камня с наплавного моста полетели шестисотпудовые бетонные пирамиды. Их сбросили свыше полутора тысяч — и Волга сдалась... Советские люди перекрыли ее всего за 19 часов 30 минут!

Куйбышевская ГЭС дала ток в последние дни 1955 года. Именно этот год был назван пятью годами ранее в правительственном постановлении о стройке!

Следующей весной начала действовать линия электропередачи Куйбышев — Москва. В мае море подняло свои воды так, что суда смогли пойти и через нижний шлюз: временный подходный канал стал ненужным.

Десятый агрегат ГЭС дал ток меньше чем через год после первого. Постепенно наращивая мощность, Куйбышевская ГЭС к концу 1956 года вышла на первое место не только в нашей стране, но и в Европе.

Канун сорокалетия Октября гидростроители встретили пуском последнего, двадцатого агрегата. До ввода в строй на полную мощность Волжской гидроэлектростанции имени XXII съезда КПСС куйбышевский гигант стал крупнейшей гидростанцией мира.

Затем наступил период длительной проверки сооружений в работе, завершившийся народным праздником торжественного открытия.