Карта сайта

Вчера и сегодня

Вы прошли старую и, возможно, давно знакомую вам часть города той дорогой, которой прошли до вас к памятным Ленинским местам миллионы экскурсантов. Переполненные виденным и слышанным, углубленные в себя, вы едва ли заметите, что идете по асфальту там, где еще недавно спотыкались о булыжник, что в листве прячутся прямоугольники фонарей «дневного света», что на табличках бегущих мимо автобусов и трамваев появились названия маршрутов, о которых еще недавно и не слыхивали..

Но попробуйте-ка, если разрешит время, воспользоваться этими маршрутами! Любой из них после центральных кварталов прорезает окраины с трехоконными деревянными домишками, построенными давным-давно, и выходит в поле. Конец города? Нет, полоса асфальта ведет дальше, к кварталам светлых зданий. Высокие заводские трубы тянутся в небо, тут и там — краны новостроек.

Если вы поехали от центра на юг, то перед вами в окружении зелени предстанет памятник отцу Ленина: потом увидите вы шпиль нового вокзала, затем побываете в новом промышленном районе. А дальше, оставив несколько в стороне романтическую Киндяковку, возле которой — обрыв, описанный Гончаровым, маршрут приведет вас к цехам огромного кожевенного комбината.

Выбрали север — и тракт Нариманова войдет в городок новоселов, переселившихся сюда из затопленных морем городских низин. Тут телевизионный центр, новый кинотеатр «Октябрь», дальше — лесной парк, в котором разместились павильоны областной народнохозяйственной выставки.

Запад? — Новый мост через Свиягу, великолепные кварталы Засвияжья, белые колонны кино-концертного зала. И огромные заводские корпуса, где трудятся автомобилестроители и станкостроители...

Восток? — Заволжская часть Ульяновска, его Володарский район, отгородилась от вод грандиозными дамбами. Туда, за море, недавно перекинут через водные просторы новый мост для автомобилей и пешеходов. Там старые и новые предприятия, там, за линией дамб, в сущности целый город.

Одни новые районы Ульяновска значительно переросли уже по числу жителей старый Симбирск, другие перерастут в недалеком будущем.

По улицам города давно прошла стотысячная автомашина, выпущенная Ульяновским автозаводом. Правда, то не был нарядный, сверкающий лимузин. Завод выпускает окрашенные в немаркий зеленоватый цвет автомобили высокой проходимости, вездеходы, которые и в песках не вязнут, и кустарника не боятся, а при нужде вброд перескакивают речку. Незаменимая машина для села, для экспедиций! Спрос на нее огромен, и поэтому так радует, что завод за пять лет увеличил выпуск автомашин в шесть раз. Идет ульяновская автомашина во многие ближние и дальние страны. Советский турист может встретить ее в местах самых неожиданных и экзотических — и в Арктике, и на Кубе, и в тропиках Африки.

В сегодняшнем Ульяновске — завод для снабжения тяжелой индустрии уникальными станками-гигантами. Весьма значительная часть всех наших малолитражных двигателей и популярные подвесные лодочные моторы «Стрела» производятся здесь же. Другие ульяновские заводы дают стране детали к автомашинам, различную электроаппаратуру, дождевальные установки, искусственные меха, кожу, обувь...

И выпускники ульяновских школ, стремящиеся учиться дальше, все реже едут в другие города: в их родном городе — три высших учебных заведения.
Судно уходит дальше на юг, в просторы моря.

Долго еще красуется на высокой горе Ульяновск — недаром бурлаки сложили когда-то поговорку: «Симбирск видим, да семь дней до него идем». При подходе к городу с верховьев его центральные кварталы скрывал гребень Нового Венца; теперь они видны, и мы узнаем знакомые улицы.

Чуть белеет над зарослями Винновской рощи ротонда Гончаровской беседки с памятным обелиском, сооруженной в 1912 году, к столетию со дня рождения Гончарова.

Плывя по Куйбышевскому морю, вспоминаешь- воспитателем Гончарова был старый моряк Трегубов, мечтавший, чтобы маленький Ваня сделал в своей жизни «морскую кампанию». Но как далеко было тогда от Симбирска до безбрежных просторов...

Жарким летом и осенью Куйбышевское море иногда смущает пассажиров своим необычным цветом: на огромном пространстве колыхаются зеленые волны. Это следствие бурного размножения крохотных сине-зеленых водорослей. Море «цветет»! Иногда возле берегов водоросли покрывают его поверхность так густо, что купальщики предпочитают поискать местечко «почище».

Известно, что «цветет» не только созданное человеком Куйбышевское водохранилище. «Цветут» — и по той же причине — многие извечно существующие моря. «Цветет» и наше «славное море, священный Байкал», где вода необыкновенно чиста и прозрачна. И, что весьма важно, цветение вод — на пользу рыбам: планктон — их пер-вопиша. По наблюдениям ихтиологов, в новом волжском море молодь некоторых пород растет вдвое быстрее, чем обычно на Волге.

По берегам белеют «шиханы» — холмы с меловыми обрывами. Они похожи на древние курганы, у которых река, заменяя археологов, сама обнажает сокровенные глубины.

Сенгилей, «шиханы» вокруг которого дают сырье для цементного завода, похож на приморский город: дома — у самой воды, улицы спускаются к заливу, где стоит дебаркадер.

Когда по морю гуляет штормовая волна, Сенгилейский порт-убежище дает защиту составам барж и отдельным судам. Такие убежища есть на всей морской трассе — примерно по одному на каждые 40 километров.

Слева виднеется широкий, длинный залив — море далеко вклинилось здесь по долине реки Большой Черем-шан, открыв крупным судам прямую дорогу к городу Ме-лекессу.

Недалеко уже и до плотины энергетического гиганта в Жигулях, названного именем Ленина: по пути к пристани Новодевичье мы вышли из пределов Ульяновской области и плывем теперь вдоль берегов Куйбышевской.