Карта сайта

Море Камское

Можно закончить знакомство с главной водной магистралью Урала в Перми; но любители речных путешествий считают, что без поездки по Камскому морю представление о реке будет далеко не полным.

Если вы разделяете эту вполне обоснованную точку зрения, то пересаживайтесь в Перми на суда верхнекамских линий. Но, может быть, вы путешествуете на специальном экскурсионном судне, для которого камский маршрут заканчивается в Соликамске? Тем лучше!

При любом варианте ваш теплоход, покинув Пермский порт, направится к шлюзам Камской ГЭС.

Энергия этой мощной гидростанции вливается в Уральскую энергосистему, способствуя развитию электрохимии и электрометаллургии в важных экономических районах, помогая полнее электрифицировать сельское хозяйство, угольную и лесную промышленность, железные дороги. Кама в верховьях поставлена на службу человеку — и мы вспоминаем Мамина-Сибиряка, который грустил о том, что напрасно пропадает великая даровая сила его любимой реки...

Камский гидроузел значительно отличается от уже знакомых нам волжских. Прежде всего, здесь нет отдельного здания гидростанции — машинный зал с гидроагрегатами скрыт в бетонном теле водосливной плотины.

Шлюз гидроузла также не похож ни на один из виденных нами до сих пор.

У него две «нитки», и в каждой — шесть последовательно расположенных камер. Только такое устройство и позволяет пропускать те 10—12 миллионов кубометров древесины, которые за короткую уральскую навигацию успевает «вытолкнуть» на магистральные водные пути верхняя Кама.

Западная — правая по течению — «нитка» шлюза не знает в разгаре навигации ни часу покоя. С интервалом в одну камеру тянутся по ней на буксире современных «бурлаков» — электровозов бесконечные плоты. Камичам принадлежит честь первого в мире применения электротяги при проводке плотов. Но дело не только в чести, а и в крупном выигрыше времени, и в возможности удлинить плоты почти на те 50 метров, которые обычно занимает в камере буксировщик.

Наше судно пройдет по шести камерам восточной «нитки», управляемой, как и западная, с центрального пульта. Он находится в восьмиэтажной башне, увенчанной шпилем из нержавеющей стали. Эта башня поднимается на высоту 70 метров, и с ее мостиков дежурный видит все, что делается и в шлюзах, и на дальних подходах.

Вы, конечно, обратите внимание на то, что в стенках шлюзов привычный нам бетон заменен металлическим шпунтом. А ворота? И здесь новинка: вместо того, чтобы опускаться, они откатываются в боковые ниши — «шкафы».

Вот мы и в море. Как оживила этот район гидроэнергетическая стройка!

На правом берегу — Гайва, поселок энергетиков. Его главная улица, начинаясь у плотины, уходит к красивому Дому культуры; его парк — сохраненный островок прикамских лесов.

Поселки домостроительного комбината, строящегося картонно-бумажного комбината, кабельного завода и других предприятий образовали один из наиболее молодых индустриальных районов Перми.

Завод «Камкабель» — гигант кабельной промышленности, равного которому нет в Европе. Здесь действуют самые крупные в стране станки проката цветных металлов, уникальные прессы, развивающие усилие до 10 тысяч тонн.

На рейде порта Левшино древесина, доставленная с верховьев Камы, переформировывается в удобные для прохода через шлюзы плоты.

От Левшино теплоходы местных линий идут на Сылву и на Чу-совую. Чусовая — одна из красивейших рек страны, мечта туристов, хорошо владеющих рулем и веслом, не боящихся скал «бойцов» и коварных водоворотов.

За Хохловкой, возле Полазны — одно из «чудес» Камского моря: искусственные острова с нефтяными вышками.

Едва ли вы увидите на этих островках людей. На скважинах несут круглосуточную вахту... автоматы. Они «докладывают» главному диспетчеру о каких-либо неполадках и отлично справляются с текущей работой, следя за соблюдением наиболее благоприятного режима добычи нефти.

Остались за кормой вышки — и снова открытый морской плес.

Камское море по размерам наиболее приближается к Горьков-скому. Его площадь 1750 квадратных километров, объем — около 11 кубических километров. Подпор распространяется на 300 километров вверх от плотины, наибольшая ширина моря 30—35 километров.

К городу Добрянке, где уже двести лет назад действовал медеплавильный завод Строгановых, море подошло по руслу одноименной речки.

Добрянские заводы всегда имели дело с металлом. Теперь неподалеку от города сооружается комбинат для превращения камской древесииы в стандартные дома. Он относится к числу крупнейших в стране предприятий этого типа. Добрянский целлюлозно-картонный комбинат будет выпускать беленый картон для изготовления бумажной посуды, а также особую бумагу для салфеток, скатертей, полотенец.

До Усть-Гаревой мы шли сравнительно нешироким плесом моря. Но возле этой пристани до противоположного берега уже 5—6 километров, а за Слудкой море расширяется до 10—12 километров: его залив особенно далеко вклинивается по долине камского притока реки Обвы.

Мы находимся в местах, отмеченных летописью уральской металлургии. Слудские кузнецы славились уже в XVII веке. На противоположном берегу, в Висиме, в начале XVIII века был построен казенный медеплавильный завод. Город Чермоз обязан своим возникновением старинному железоделательному заводу, где механизмы приводились в движение водой, вытекавшей из большого пруда.

Современный Чермоз переместился на гриву из затопленной низины, которая превратилась в удобную бухту и отличное место для зимней стоянки флота.

Небольшая пристань Усть-Иньва — и мы, пересекая самый широкий плес моря, идем к Пожве.

На Пожвинском машиностроительном заводе были построены не только первые в Волжском бассейне пароходы (картина, воссоздающая их спуск на воду, экспонируется в Пермском музее), но и первый русский паровоз для дороги общего пользования.

...Остров возле берега, поселок со старинной церковью. Это Орел, или Орел-городок, которому вода зашла в тыл.

Здесь до последних своих дней жил герой гражданской войны на Каме капитан Яков Михайлович Пирожков. Его судно «Товарищ», на котором находился десант красноармейцев, попало под обстрел целой вражеской флотилии. Один снаряд разорвался возле рубки, изранив и ослепив капитана. Но ослепнувший герой не бросил свой пост. Обливаясь кровью, он вывел «Товарища» из-под обстрела и высадил десант.

В госпиталь, где врачи тщетно пытались вернуть капитану зрение, приезжал М. В. Фрунзе, поблагодаривший отважного речника от имени Красной Армии.

Возможно, вы встретите на Каме пароход «Капитан Пирожков».