Карта сайта

Пермь

Скоро Пермь, крупный индустриальный форпост Западного Урала. Сначала мы остановимся у пристани Закамск, обслуживающей заречный район.

За годы Советской власти население города выросло более чем в 5 раз, достигнув 650 тысяч человек. Здесь производится свыше трети всей промышленной продукции области. Пермь — важный центр культуры.

Нелегко сделать беглый очерк индустриального развития города! Он находится в экономическом районе, где велика роль черной металлургии, где производят цветные металлы, добывается и перерабатывается нефть, где Кама и тепловые станции вырабатывают много электрической энергии, где сосредоточены огромные лесные богатства.

«Тремя китами» индустриальной Перми были машиностроение, энергетика и химия. Последние годы добавили к ним крупную нефтяную промышленность. Город растет — и одновременно растет его строительная и легкая индустрия.

Панорама окраин Перми, открывающаяся с Камы, сложна и мозаична.

Тут новый портовый район, оборудованный по последнему слову техники. Островок бывшей пригородной деревни зажали новые кварталы каменных домов далеко раздвинувшегося промышленного района. От фабричных труб, цехов лесокомбината, громады элеватора взгляд скользит к высокому берегу с башней картинной галереи и монументальным зданием Совнархоза и, наконец, останавливается на речном вокзале.

Пермский речной вокзал был построен в канун Великой Отечественной войны. С тех пор он еще долго оставался едва ли не единственным «окном на Каму» большого портового города.

И здесь, как и во многих городах на Волге, в недоброе старое время берег застраивался не тем, что придавало красоту приречному району, а тем, что приносило барыши судовладельцам, лесоторговцам, горнозаводчикам. В первые десятилетия Советской власти к старым складам и причалам пристраивались новые — и город все больше заслонялся от реки...

Теперь в Перми постепенно формируется достойная этого города приречная часть. Зеленая кайма береговых скверов и бульваров все удлиняется. По-видимому, вы уже сможете любоваться новой пермской набережной, которая строилась к приходу моря. Хотя подъем уровня воды возле города не столь значителен, бетонная облицовка не только украшает, но и защищает берег. Соседство зелени и цветов с бетоном, как мы убеждаемся, становится традицией не только на Волге, но и на Каме.

Прежде чем покинуть теплоход, прочтите небольшую историческую справку о городе, знакомство с которым вам предстоит.

Пермь значительно моложе многих уральских городов. Правда, на ее месте в петровские времена стоял поселок Егошихинского медеплавильного завода. Но история собственно Перми начинается с 1781 года, когда по указу Екатерины II под звон колоколов и пушечную пальбу поселок был переименован в губернский город.

Любопытен старинный герб этого города: на красном поле крест и медведь... с пухлым евангелием на спине! Оказывается, герб должен был отражать «дикость нравов обитавших жителей и просвещение оных через принятие христианского закона».

Пермь сравнительно быстро выделилась среди других городов Урала — и для этого было немало причин. Возле города в Каму вливался из Чусовой поток судов с уральским металлом. Навстречу ему поднимались бурлацкой тягой коломенки с товарами для Сибири; здесь их перегружали на подводы и отправляли дальше.

Нажив капиталы на этих перевозках, пермские толстосумы возводили особняки — тяжелые, массивные, на прямых, точно по линейке разбитых улицах. Распланирован город был хорошо — недаром Мельников-Печерский писал, что «Пермь построена правильнее Нью-Йорка».

Железные дороги, пройдя через Пермь, еще больше подняли ее значение. Рядом со старыми заводами строились новые. Росли рабочие слободы, особенно Мотовилиха. Мотовилихинские металлисты первыми подняли в городе знамя революционной борьбы, с честью пронесли его через баррикадные бои вооруженного восстания 1905 года, сплотились вокруг него в дни боев за Октябрь.