Карта сайта

Воткинская ГЭС

Граница между Удмуртией и Пермской областью на сравнительно небольшом извилистом участке Камы трижды пересекает реку.

В этой излучине расположена мощная Воткинская гидроэлектростанция — вторая ступень камского каскада, источник энергоснабжения ряда промышленных районов Урала.

Сам город Воткинск, давший имя гидроузлу, стоит в стороне от Камы, на берегах искусственного озера. Воткинск — родина П. И. Чайковского. И когда гидростроители возвели на взгорье возле Сайгатки свой поселок, они назвали его в честь великого композитора.

Поселку Чайковскому была предопределена судьба многих населенных пунктов, возникавших вблизи больших гидростанций: он стал промышленным городом.

В Чайковском есть свой Приморский бульвар, свои поселки — Первый, Основной, которые, возможно, станут ядром будущих городских районов, свой клуб, где перед входом установлен бюст П. И. Чайковского, свой техникум, большой универмаг. Строится порт, идет подготовка к строительству большого текстильного комбината.

При пользовании этой книгой во время путешествия в районе Воткинской гидростанции просим учесть, что путеводитель вышел в свет до полного разлива Боткинского водохранилища и до начала судоходства через шлюзы гидроузла. Таким образом, не представлялось возможным дать полную и достоверную картину перемен, вызванных приходом моря. Эти перемены скажутся не сразу, и пассажир, отправившийся в рейс осенью 1962 года, увидит уже не то, что видели пассажиры судов, открывавших весеннюю навигацию. Поэтому, чтобы невольно не дезориентировать читателя, мы сочли более правильным дать в этом издании лишь общие сведения о гидростанции и ее водохранилище.

Боткинская ГЭС построена в широкой пойме Камы. Ее водо-удерживающий фронт протянулся более чем на 5 километров между лесистыми холмами, приподнятыми над поймой. Специалисты оценивают его как всеобъемлющий комплекс уникальных сооружений, отвечающих последнему слову науки и техники.

Начнем с экономики: Воткинская ГЭС по мощности уступает гидростанции имени Ленина на Волге примерно вдвое, а сооружение ее обошлось в 5 раз дешевле. Удешевлению строительства способствовало смелое и широкое применение сборного железобетона.

Новым словом в гидротехнике является водосливная плотина гидроузла. Ее соорудили пустотелой и без обычной массивной плиты в средней части.

Машинный зал гидростанции вмещает 10 агрегатов с поворотно-лопастными турбинами. Воткинские машины по мощности и размерам близки к генераторам, работающим в Жигулях и под Волгоградом, но прогресс техники позволил каждую из них облегчить примерно на 200 тонн.

Двухниточный шлюз расположен у левого берега. Он поднимает и опускает суда на 21 метр. В его конструкции также немало новшеств, удешевивших строительство и облегчающих эксплуатацию.

Пока судно, выйдя из шлюза, идет под защитой многокилометровой дамбы, стоит вспомнить некоторые факты, относящиеся к истории сооружений Воткинской гидростанции.

Первоначально ее мощность ограничивалась 540 тысячами киловатт, а ввод в строй планировался на 1964 год. Однако творческое отношение проектировщиков и строителей к порученному делу внесло поправки и в мощность, и в сроки. Перспектива переброски в Каму части стока северных рек — рассказ об этой увлекательной проблеме вы найдете в конце главы о камском маршруте — позволила увеличить мощность до 1 миллиона киловатт. Применение передовых методов и социалистическое соревнование строителей сделали возможным сокращение сроков сооружения гидроузла на два года. В честь XXII съезда КПСС строители обязались освоить полную проектную мощность гидростанции к концу четвертого года семилетки.

Осенью 1961 года строители перекрыли Каму. Началось наполнение нового водохранилища. После подъема воды до проектной отметки оно будет простираться вверх по реке на 370 километров, почти до Камской гидроэлектростанции.

«Водными воротами» Воткинска стала новая пристань Степаново. Перемены коснулись и других пристаней морского плеса — Бабки, Елово, Частых.

За Частыми прежде была воложка — причина частых опозданий пароходов. Судовой ход здесь так сужался, что плот занимал его от белых до красных бакенов, заставляя остальные суда долго ждать у входа или выхода из воложки. Вряд ли вы найдете теперь место, где была эта злосчастная воложка...

Но к удовольствию любителей природы полностью сохранился живописный обрыв слева по ходу судна, где от нагромождения серых скал на вершине круто спускается к воде красный глинистый склон, такой ровный и гладкий, будто его создали искусственно.