Карта сайта

Вдоль берегов Удмуртии

У Красного Бора камские воды уже осветлены более прозрачными бельскими. Белая вливается в Каму неподалеку от пристани Дербешки, места встреч флота двух рек, места пересадок пассажиров и переформирования грузовых составов.

Белая — главный камский приток не только по длине (1420 километров), но и по транспортному значению: река связывает Башкирию с волжской магистралью. Красота ее берегов послужила основанием для включения бельских плесов в популярный среди туристов «маршрут пяти рек». Этот маршрут описывается в специальных путеводителях; мы же продолжим описание основного камского, для которого устье Белой означает и конец нижнего течения Камы, и начало территории Удмуртии.

Впрочем, за удмуртской пристанью Каракулино мы делаем остановку у Николо-Березовки, которая находится на территории Башкирии, получившей в этих местах выход к Каме.

Единственный прикамский район республики стал ее новым индустриальным районом. И каким богатым! Здесь — знаменитое нефтяное месторождение Арлан.

В девяти километрах от Николо-Березовки строится новый город Нефтекамск. Почему не на берегу Камы? Да потому, что с разливом Нижне-Камского моря нынешняя Николо-Березовка станет, возможно, глубоководным рейдом нефтеналивного флота, а Нефтекамск превратится в приморский город.

В Нефтекамске — первый асфальт, широкоэкранный кинотеатр, первые микрорайоны среди соснового бора, телевизионный ретранслятор... Там, где всего четыре года назад не было даже палаток, теперь в новых домах живет около 20 тысяч человек.

За Николо-Березовкой селения республики удмуртов расположены уже по обоим берегам.

Говоря о прошлом этого народа, мы вспоминаем «мултанское дело», когда слуги самодержавия состряпали гнусный процесс, обвинив ни в чем неповинных удмуртов из села Старый Мултан в человеческом жертвоприношении языческим богам. И тогда на весь мир прозвучал голос Короленко, страстно выступившего в защиту «лесных людей», задавленных произволом, темнотой, невежеством

Вопреки провокационной политике царизма, разжигавшего национальную рознь, русские и удмурты с давних лет вместе, рука об руку трудились на суровой прикамской земле. Их дружба особенно расцвела после Октября. Она помогла превращению отсталой окраины в крепкий экономический район, где действует свыше 1300 индустриальных предприятий, развито сельское и лесное хозяйство, успешно развивается культура.

Ордена Ленина Удмуртская республика выпускает в 200 раз больше промышленной продукции, чем выпускалось на ее нынешней территории в 1913 году. Это сталь, прокат, тепловозы, станки, редукторы, охотничьи ружья, радиоприемники, пианино, шарикоподшипники, строительные механизмы, нефтяное оборудование и многое другое.

Давно уже удмуртские машиностроители выпустили миллионный мотоцикл; не первый год продукция республики экспортируется за границу и украшает стенды международных выставок.

В краях, где прежде грамотный удмурт был редкостью, на каждую тысячу жителей приходится студентов вузов почти в два раза больше, чем во Франции и в 2,7 раза больше, чем в Англии.

На любой камской пристани республики, даже в стороне от ее центра и основных промышленных узлов, мы видим свидетельства бурного индустриального развития. Вот Камбарка.

С берега нависают эстакады, темная пыль облачком курится над потоками угля и руды, которые камский флот принимает здесь в трюмы. А подле — составы железнодорожных вагонов, доставившие эти грузы с Урала и готовые забрать то, что привезено на причалы водным путем.

Крупный перевалочный порт, стык речных и железнодорожных путей — водные ворота промышленного города Камбарки, стоящего в семи километрах от Камы.

Сквозь фермы железнодорожного моста просматривается Сарапул.

До революции пристань Сарапула отправляла сапоги, олифу, канаты, овес, деготь, бересту, мочало. Теперь она отправляет оборудование для проходки нефтяных скважин, стандартные дома, радиоприемники, удостоенные золотой медали Всемирной выставки радиолы, мебель; из старой номенклатуры сохранилась только обувь, производством которой город славился с давних времен, соперничая с Кимрами.

Дом управления порта возле пристани отмечен мемориальной доской. Здесь в июле 1919 года сарапульцы собрались на митинг. У берега стоял агитпароход «Красная звезда», посланный на Волгу и Каму Центральным Комитетом партии. Перед сарапульцами выступила Н. К. Крупская.

Повыше пристани, на горе, напротив обширного сквера, где установлен памятник В. И. Ленину —Дом Советов.

В Сарапуле созывались Всероссийские рабоче-крестьянские съезды удмуртов, конференции удмуртов-коммунистов, конференции женшин-удмурток. Здесь работал и Удмуртский комиссариат, подготавливавший образование автономной области.

С историей удмуртского народа более подробно познакомит нас краеведческий музей. От пристани туда ходит автобус (остановка «Городской сад»). При музее есть картинная галерея.