Карта сайта

Народ мари

С давних пор труд сплачивал народы Поволжья. Еще теснее сплотила их совместная борьба против несправедливости и угнетения. Общая великая цель, которую они поставили перед собой после Октября, объединила эти народы в единую братскую семью.

Три автономные советские социалистические республики — Марийскую, Чувашскую, Татарскую — пересекает Волга на пути к Каспию. Три республики, помогающие друг другу. «Птица сильна крыльями, человек — дружбой» — говорит марийская пословица.

Марийцы, мари, или, как их называли раньше, черемисы, — древнейшие обитатели Поволжья, его коренные жители. Их история прослежена до V века. Марийцев считали своими данниками хазары, потом камские болгары, монголо-татары и, наконец, казанский хан.

Гнет казанских феодалов был особенно нестерпимым, и когда Иван IV пошел на штурм Казани, марийцы, обитавшие на правобережье Волги, присоединились к его войску. Сохранилось предание о марийце Акпарсе, особенно отличившемся в бою. После падения Казани марийский народ навсегда связал свою судьбу с русским.

В трудные для страны годы марийцы ходили освобождать Москву с ополченцами Минина и Пожарского. Они пополняли ряды повстанцев, поднятых Разиным и Пугачевым на борьбу против крепостников. Не раз еще вспыхивали в марийских селах восстания, и многие марийцы были запороты нагайками или сосланы.

До революции марийцы со старинным луком или кремневым ружьем промышляли зверя в дремучих лесах, бедствовали в глухих деревушках, окруженных жалкими клочками пашни.

Маленький народ стойко сохранял свои древние обычаи и верования, в которых было много поэтического. Он любил, обожествлял свой лес, особенно березу и рябину — за последней признавались даже таинственные силы, охраняющие от колдовства.

У марийцев были свои праздники — весенний праздник пашни, Весенний праздник первого хлеба, испеченного из зерна нового урожая.

Но жалки были урожаи, оскудевали леса; непосильные подати и кулаки-мироеды разоряли народ. Исследователи писали о возможности его полного вымирания. Статистика свидетельствовала: из каждых четырех марийцев один умирал еще ребенком. Народная легенда создала образ злого божества Керемета, которое завалило глыбами камней источник живой воды, обрекло марийцев на беды, болезни, голод...

Сегодня республика народа мари — край, где быстро и успешно развиваются промышленность и сельское хозяйство. Отсюда многие районы страны получают первосортный лес. Свыше трехсот промышленных предприятий работают там, где до революции не было даже кустарных мастерских. Только 4 дня нужно республике, чтобы произвести столько продукции, сколько выпускалось на ее территории за весь 1913 год! И среди этой разнообразной продукции — точные электрические приборы, которые действуют на крупнейших металлургических предприятиях, экспортируются в Китай, Индию, Вьетнам, Гану, Цейлон и другие страны.

Книги на марийском языке, преподавание на марийском языке, пьесы на марийском языке, опера композитора-марийца — все это стало будничной хроникой культурной жизни республики.

Марийский ансамбль гусляров пропагандирует народные песни, которые вызывают особенный интерес в Венгрии. Венгерские музыковеды подчеркивают, что у марийцев они нашли свою полугора-тысячелетнюю традицию, такое культурное наследство, которое венгры, поселившиеся в районах Карпатских гор, взяли с собой из своей поволжской прародины.

Мы пересекаем границу Марийской республики там, где к реке подступают возвышенности «Малых Жигулей» — так часто называют их волгари.

По правому берегу тянутся кручи. Дубравы, манящие прохладой, спускаются по ним к самой реке, и вода возле берега зеленеет их отражением. Вдоль левого, лугового берега золотятся песчаные отмели.

Жители республики тоже делятся на «луговых» и «горных». Не только некоторые обычаи, но и диалект горных марийцев несколько отличается от языка основной части населения республики.

Рабочий поселок Юрино — первая наша пристань в республике марийцев — славится чудесным бором, возле которого — большой дом отдыха.

Вскоре за Юрином начинается Козьмодемьянский лесной рейд, где марийские лесники формируют прочные плоты, способные выдерживать волну волжских морей. Основную часть леса для сплотки дает впадающая слева Ветлуга.

Высокий лесистый мыс прикрывает Козьмодемьянск, промышленный марийский город.

На улицах Козьмодемьянска можно встретить женщин в национальных костюмах. Марийки предпочитают белый цвет всем другим. Белые платья украшены чудесными вышивками цветной шерстью — красной, черной, зеленой; вдоль подола подшиты самодельные кружева.

Самобытный орнамент вышивок часто отражает мотивы леса — еловые ветви, цветы, листья. Марийские мастерицы вышивают также декоративные полотна, ценимые любителями народного искусства. Одно из них получило серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Пройдя по улицам города, нетрудно убедиться в том, что марийцы — искусные резчики по дереву: резьба, сохранившаяся на некоторых домах, свидетельствует о большом вкусе мастеров.

Козьмодемьянск хорошо виден с Волги после того, как наше судно отправится дальше — туда, где реку пересекает граница между Марийской и Чувашской республиками.