Карта сайта

„Водной лестницей" — к столице

Почти сразу за Рязанью в Оку впадает ее незначительный правый приток — река Вожа.

Возле нее в 1378 году произошла Вожская битва, в которой соединенная московская и рязанская рать разбила крупные силы татаро-монгол.

На другом берегу — синева мещерских лесов и в бору — курортное местечко Солотча.

От старинного села Новоселки судно направляется к плотине и шлюзу межколхозной Кузьминской ГЭС, одной из многих сельских электростанций области.

Неподалеку от гидростанции, на холмистом правом берегу Оки, в зелени садов лежит село Константшюво — родина Сергея Александровича Есенина. В селе находится дом поэта: обычная изба в три окна с палисадником, с русской печью. В доме Есенина — сельская библиотека.

Есенин родился в семье крестьянина. Босоногим мальчишкой бегал он по улицам; любил заречные луга, любил ездить на Оку поить лошадей. Учился подростком в родном селе, потом поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу и окончил ее со званием «учителя школы грамоты». Став известным поэтом, Есенин не раз наведывался в родные края.

Начав со шлюза у Кузьминской ГЭС подъем по водной лестнице, мы подходим ко второй ее ступеньке за пристанью Хворостово. Этот гидроузел носит название соседнего рабочего поселка Белоомута. Река вступает здесь в пределы Московской области.

Излучина Оки то приближает нас к шлюзу, то снова удаляет от него. Мы видим его сначала справа, потом слева. По прямой до него — несколько минут ходу, вдоль излучины — больше часа...

Чем ближе к столице, тем гуще заселено приречье. За пристанью Ловцы — занявшее оба берега реки Деди-ново.

Дединово уже при царе Алексее Михайловиче считалось большим селом, и именно здесь был построен известный военный корабль «Орел». Новую славу селу принес передовой колхоз: бронзовый бюст руководителя этого хозяйства дважды Героя Социалистического Труда Ф. С. Генералова установлен на сельской площади.

От рейда в Щурово, где переформировываются речные составы, наш путь пройдет уже вверх по впадающей здесь Москве-реке.

Длина Москвы-реки 502 километра. Мелководная, извилистая, она была в прошлом веке шлюзована от устья до столицы.

Сколько перемен принесли ей годы Советской власти! Канал имени Москвы влил в ее русло волжскую воду. В столице гранит набережных одел москворецкие берега, а прекрасные мосты связали их.

Значительно реконструированы и продолжают реконструироваться верховья реки. Там уже создано Можайское водохранилище, а новые Рузский и Озернинский гидроузлы довершат важное дело, создадут возможность многолетнего регулирования москворецкого стока. Наконец, выше столицы на реке строится водоподъемная плотина у Петрово-Дальнего, которая образует отличный водоем для спорта и отдыха.

...Оставив слева ансамбль основанного еще Дмитрием Донским Голутвина монастыря, идем к пристани Коломны.

Древний город, хроника которого с XIII века пестрит именами и событиями, — здесь Дмитрий Донской собирал рать, готовясь дать решительное сражение Мамаю, Иван Грозный останавливался на пути к Казани, войска Болотникова били ратников Шуйского, отсюда Дмитрий Пожарский изгонял интервентов — известен теперь как один из бастионов подмосковной индустрии.

Славный своими революционными традициями Коломенский завод, построивший немало судов для Волги, выпускает теперь тепловозы и газотурбовозы. Коломенские станкостроители создают уникальные станки-гиганты высотой с трех-четырехэтажный дом. Кроме этих заводов, в городе много других предприятий.

Планируя короткую экскурсию по городу, помните, что коломенский кремль изобилует архитектурными памятниками XVI—XVII веков и, по мнению многих, относится к числу красивейших в Подмосковье.

Покинув Коломну, идем к Северке — так называют шлюз Москворецкой системы.

Эта система будет реконструирована. Однако ее реконструкция рассчитана на ряд лет и, вероятно, вы увидите еще старые шлюзы.

Проект новой Москворецкой системы не предусматривает создания крупных водохранилищ: Москва-река пересекает густонаселенные районы, и каждый гектар имеет здесь большую народнохозяйственную ценность. Поэтому решено строить 5 шлюзов с небольшим напором. Но вместо деревянных коротких и узких камер будут сооружены железобетонные, по размерам близкие к существующим на Большой Волге. Автоматическое управление с центрального пульта позволит намного ускорить шлюзование.

Реконструкция системы не вызовет перерыва в судоходстве: новые шлюзы будут строиться в стороне от старых и вводиться в действие поочередно.

Пристань Воскресенск на левом берегу расположена несколько в стороне от промышленного города Воскресен-ска, где работает цементный завод «Гигант», а также химический комбинат, выпускающий минеральные удобрения, асбесто-шиферный комбинат, текстильная фабрика.

Судно входит в Марчуговские луки — и вскоре вы придете к выводу, что это самый извилистый участок, который вам приходилось видеть во время путешествия.

Повороты временами так круты, что нос судна почти касается одного берега, в то время как корму вплотную заносит к противоположному.

Над однообразной зеленой равниной приподнято село Марчуги— его легко отличить по высокой колокольне. Здесь, в родовой вотчине князей Пожарских, прошло детство Дмитрия Пожарского.

Самые несносные извилины Марчугов спрямлены речниками, но тут остается еще немало крутых поворотов. Преодолев их, судно входит в Фаустовский шлюз.

Последняя остановка на нашем пути — старинный город Бронницы, где возле ограды Архангельского собора похоронены декабристы — друг Пушкина И. И. Пущин и М. А. Фонвизин.

Последовательно проходим Софь-инский и Андреевский шлюзы, затем шлюз имени Трудовой Коммуны. С перестройки двух последних гидроузлов и началась реконструкция Москворецкой системы.

Судно проходит под мостом, по которому проносится пригородный электропоезд. Слева от нас, на возвышенном берегу, в окаймлении зелени — знаменитый архитектурный ансамбль села Коломенского, бывшей усадьбы московских князей и царей.

В этом селе, которое немногим моложе Москвы, — дивный храм Вознесения, первая на Руси каменная шатровая церковь. Его справедливо относят к памятникам архитектуры, имеющим мировое значение и оказавшим огромное влияние на последующее развитие русского зодчества. Взгляните, он как бы весь устремлен ввысь, этот великолепно и смело построенный храм!

А неподалеку — сооруженные в XVII веке Часовая башня с проездными воротами, водо-взводная башня, Сытный двор, Приказные и Полковничьи палаты. Здесь же некогда возвышался замечательный деревянный дворец, о красоте которого мы можем судить лишь посохранившейся модели и рисункам.

Возле храма Вознесения и других памятников русского зодчества создается музей-заповедник на открытом воздухе. Сюда привезены домик Петра Первого из Архангельска, башня старинного Братского острога из Сибири, медоварня из села Преображенского и другие экспонаты, представляющие огромный интерес.

За Коломенским — шлюз имени В. И. Ленина, построенный одновременно с сооружением канала имени Москвы.

Бетонные устои плотины Перервинского гидроузла остаются справа от нас, и мы можем рассмотреть ее, когда выйдем из ворот шлюза на широкий простор преображенного участка реки.

Вот и рейд столичного Южного порта.

Перед нами — шеренга мощных кранов. Рядом с ними пневматические перегружатели, среди которых есть агрегаты, способные поднимать по трубопроводам из трюмов и насыпать в вагоны до двухсот тонн зерна в час. Механизмы Южного порта заменяют труд многих тысяч грузчиков, а сам порт по грузообороту вышел на одно из первых мест в стране.

Река несколько сужается. По обоим берегам высятся новые кварталы Москвы. Виден Московский Южный речной вокзал. Он доживает последние годы: новый будет построен рядом с мостом магистрали, которая пройдет от центра столицы в ее новые жилые районы.

Река будет спрямлена. Ногатинская пойма превратится в парк с плавательным бассейном и яхт-клубом.

Размышляя о завтрашнем дне и приветствуя сегодняшний, мы говорим, заканчивая путешествие у столичного причала:

Здравствуй, родная наша Москва!