Карта сайта

На Откосе

Выйдешь на Откос — и дух захватывает от ощущения шири, голубого простора упоительных заречных далей! Да есть ли где еще у нас место, откуда бы Волга просматривалась так вот, с высоты вольного птичьего полета! Разве только в Жигулях... Но в Жигулях нет Оки, нет этой необъятности зеленых лугов, размахнувшихся до горизонта, сверкающих в разлив серебром проток и озер...

Правее спускающейся к Волге красивой лестницы разбит новый парк, образующий как бы еще один, средний, ярус набережной. Раковина музыкальной эстрады, концертная площадка на открытом воздухе занимают в этом парке центральное место. Здесь несколько дней в неделю симфонический оркестр Горьковской филармонии дает бесплатные концерты, собирающие тысячи слушателей.

У подошвы Откоса сооружается нижний ярус набережной. Таким образом, вся огромная гора становится единственным в своем роде парком над Волгой, где на каждой дорожке, на каждом переходе можно любоваться великой рекой, ощущая ее свежесть и прохладу.

Но пойдем по Верхне-Волжской набережной. На ближайшем доме — мемориальная доска: здесь жил Тарас Шевченко. Рядом большое пятиэтажное здание центральной гостиницы города. В следующем доме — художественный музей с ценнейшими коллекциями живописи, графики, скульптуры, фарфора.

В музее — отдел русского, советского и западноевропейского искусства, отдел творчества народов Востока.

Посетители музея знакомятся с образцами древней русской живописи. Широко представлена иконопись Новгородской, Ярославской, Московской, Строгановской, Нижегородской школ XIII—XVIII веков.

Богаты коллекции русской живописи XVIII века. Среди отличного собрания полотен прошлого столетия обращают на себя внимание работы Верещагина и Чернецова, воссоздающие облик старого Нижнего Новгорода.

В залах музея вы увидите также несколько работ Левитана, репинского «Мужичка из робких», превосходные портреты кисти Серова, «Раннее утро» Шишкина, «Осень» Коровина.

У входа в соседнее здание — два барельефа: изобретатель радио А. С. Попов, который работал несколько лет на нижегородской электростанции, и М. А. Бонч-Бруе-вич, руководивший нижегородской лабораторией в те годы, когда она размещалась в этом доме и проводила одни из первых в мире опытов широковещательных радиопередач.

Дальше на набережной — здание историко-архитек-турного музея-заповедника, где размещается также и промышленная выставка.

В фондах музея — более 100 тысяч экспонатов. Музей знакомит нас с природой области. Здесь большие диорамы, специальные экспозиции, посвященные только что оставленному нами за кормой Горь-ковскому морю.

В историческом отделе музея собраны коллекции эпохи бронзы, имеющие мировое значение. Посетители знакомятся также с историей Нижнего Новгорода.

В музее немало драгоценных реликвий, в том числе знамена ополченцев 1812 года, обломки пропеллера аэроплана смелого авиатора, нижегородца П. Н. Нестерова, сделавшего первую в мире «мертвую петлю» (теперь «петля Нестерова») и погибшего в 1914 году в воздушном бою после таранного удара.

К тому, что мы уже знаем о деятельности выдающихся людей в Нижнем Новгороде, музей добавит сведения о пребывании на Волге Петра Первого, напомнит, что В. И. Даль служил в городе десять лет, отдавая каждый свободный час составлению сборника пословиц русского народа и толкового словаря, что H. М. Карамзин дописал здесь свою «Историю Государства Российского», что М. А. Балакирев, будущий глава «могучей кучки», учился в Нижнем музыкальной грамоте, впервые дирижировал оркестром, записывал здесь народные песни.

Закончив осмотр музея, пойдем по набережной мимо здания Политехнического института, повернем направо и выйдем на улицу Минина.

На угловом двухэтажном доме № 25 — мемориальная доска: в 1900 году В. И. Ленин после окончания сибирской ссылки проездом был в Нижнем Новгороде и совещался с местными социал-демократами; Владимир Ильич посетил жившего в этом доме А. И. Пискунова, одного из руководителей нижегородских социал-демократов.

На другом углу, в доме № 26 — Государственный музей А. М. Горького.

На улице Минина находится институт инженеров водного транспорта, единственное в мире учебное заведение, выпускающее, в числе других специалистов, капитанов речного флота с высшим образованием.

Созданный при институте музей речного судоходства знакомит с историей плавания по рекам страны с древнейших времен до наших дней.

Вы найдете здесь чертеже трех вариантов «машинного судна», задуманного Кулибиным, экспонаты, характеризующие творчество выдающегося механика Калашникова, снимки первых в мире теплоходов, модели современных портов, машин, судов, стенды, отражающие достижения речников-новаторов.

Но один из первых в мире теплоходов вы можете увидеть не только на снимках. Как известно, в мае 1903 года сормовичи построили теплоход — танкер «Вандал», а год спустя — теплоход «Сармат». «Вандал» плавал до 1944 года, потом затонул, а после подъема использовался как нефтеналивная баржа.

«Сармат» же, получивший название «Николай Островский», действовал во время Великой Отечественной войны в составе Онежской военной флотилии. Теперь он стоит на якорях у причала города, откуда почти шесть десятилетий назад вышел в плавание, — судно-ветеран, судно-музей...