Карта сайта

Колыбель волжского флота

Дым стелется над Волгой, над заболоченной лесистой низменностью, которую пересекает река на последних десятках километров перед Горьким. Дымит Балахна. Ее электростанция — одна из крупнейших среди использующих торфяное топливо.

Своим возникновением и названием город обязан соляным источникам: добытчики соли одевались в длинные балахоны, защищавшие тело от едкого рассола.

Балахнинская ГРЭС входила в ленинский план ГОЭЛРО. Мощнейший целлюлозно-бумажный комбинат имени Ф. Э. Дзержинского корпуса которого мы видим, уже в 1928 году дал стране первую бумагу. С тех пор он существенно обновлен и реконструирован.

Неподалеку от корпусов комбината расположен Правдинск — городок бумажников, названный так потому, что выпуск бумаги для печатания «Правды» считался в свое время их главной задачей.

Тридцать километров остается до Горького, но в стеклах бинокля уже маячит над лугами синеватый контур его нагорной части. А мы тем временем приближаемся к известному всей стране заводу «Красное Сормово» — колыбели волжского флота.

Сормово, сормовичи — это звучит гордо! Рабочие Сормова — активнейшие участники трех революций. Знаменитая первомайская демонстрация сормовичей в 1902 году, их вооруженное восстание в декабре 1905 года навсегда остались в истории революционного движения. Далеко за пределами нашей страны, где-нибудь в Австралии или Южной Америке, рабочий не найдет Сормово на карте, — но в сердце своем он носит образы Павла Власова и Ниловны. героев популярной во всем мире повести Горького «Мать». Известно, что прообразом Павла Власова послужил сормовский рабочий Петр Андреевич Заломов; в образе Ниловны, по мнению исследователей, творчески обобщены черты Анны Кирилловны Заломовой и Вассы Семеновны Павловой, матерей двух героев революционных событий в Сормове.

В годы гражданской войны сормовичи вооружали корабли Волжской военной флотилии и уходили на них в бой с врагом. По заданию Ленина они построили первый советский танк.

Многое изменилось с тех пор. Четыре ордена украшают знамя завода, ставшего крупнейшим предприятием тяжелой индустрии. Нет больше грязной сормовской слободки. Новое Сормово с асфальтированными улицами, Дворцом культуры и клубами, парком, автобусными, троллейбусными и трамвайными линиями давно стало городским районом Горького.

Завод свыше 110 лет служит Волге. И хотя за долгие годы он выпускал и паровозы, и подъемные краны, и всевозможные механизмы, забота о волжском флоте всегда была у сормовичей на первом месте.

В Сормове для Волги были созданы первая железная баржа, первый двухпалубный пароход, первая землечерпательная машина, первый в мире теплоход.

Недавно сормовичи построили для Большой Волги два самых крупных речных пассажирских корабля — «Ленин» и «Советский Союз». Это мощные скоростные дизель-электроходы длиной около 120 метров и высотой в четырехэтажный дом. Телевизионные установки, радиолокатор, эхолот, водореактивные подруливающие устройства помогают судоводителю управлять кораблем.

Сормовичи значительно улучшили тип грузового теплохода «Большая Волга», хорошо знакомого пассажирам. Суда новой серии берут 2000 тонн груза и могут плавать без пополнения запасов горючего 7000 километров. У них широкие люки, ускоряющие и облегчающие погрузку и выгрузку.

Сормовичи выпускают танкеры грузоподъемностью 2800 тонн.

Со стапелей «Красного Сормова» спущен самый крупный в стране морской дизель-электрический паром «Советский Азербайджан». Сормовские паромы этого типа предназначены для перевозки железнодорожных составов, автомашин и пассажиров по Каспийскому морю на линиях Баку — Красноводск, Махачкала—Красноводск.

Сормовская «Ракета», созданная коллективом под руководством конструктора Р. Е. Алексеева, прогремела на весь мир, доказав, что развитие современной техники способно коренным образом изменить представление о скоростях на речном флоте.

«Ракета» рассчитана на 66 пассажиров. Подводные крылья позволяют ей развивать скорость до 60—70 километров в час с помощью двигателя мощностью 700 лошадиных сил.

«Крылатый теплоход» быстро завоевал популярность на многих реках. Следом за нами начали создавать такие суда и за рубежом. Лицензии на постройку крылатых теплоходов решили приобрести } нас США. Франция и ряд других государств.

Сормовские конструкторы разработали несколько новых типов скоростных теплоходов. «Метеор» способен принимать на борт 150 пассажиров. «Спутником» назван крылатый теплоход на 300 пассажиров, который может курсировать не только по морям Большой Волги, но и выходить в каботажное плавание вдоль Черноморского, Каспийского и Балтийского побережий.

Создаются корабли на подводных крыльях для скоростной доставки грузов, почтово-грузовые теплоходы для сибирских рек, аварийно-пожарные суда, которые по первому сигналу помчатся к месту происшествия. Но конструкторов увлекают не только большие масштабы. Создан сормовский крылатый катер из пластмассы, который с автомобильным мотором «Чайки» мчит шестерых пассажиров со скоростью 100 километров в час!