Карта сайта

Четвертый гидроузел Большой Волги

Возле пристани Катунки мы пересекаем границу Горьковской области. На горе высятся огромные щиты створных знаков. Они указывают путь к Чкаловску, родине В. П. Чкалова.

Бюст выдающегося летчика установлен вблизи волжского берега. Местный Дом культуры построен так, что сверху, в плане, напоминает контур самолета. Дом, где родился Чкалов, превращен в музей. Рядом, в ангаре, хранятся четыре самолета, в том числе знаменитый «АНТ-25»— лучшая в свое время машина для дальних беспосадочных перелетов.

Вы бывали в Чкаловске до наполнения моря? Тогда, пожалуй, вам удастся определить, что залив, в котором стоят суда, это не что иное, как прежняя городская базарная площадь.

...Кончается Горьковское море. Там, где гидростроители возвели фронт водоудержи-вающих сооружений, волжская долина раскинулась широко и вольно, высокие берега не стесняли русла реки. Цепь плотин и дамб здесь не окинешь взглядом: они растянулись на 18 километров!

Два волнолома защищают аванпорт Горьковского гидроузла.

Перед нами — шлюз.

Арки высокого мостового перехода отличают его по внешнему виду от тех шлюзов, которые мы прошли на канале имени Москвы и на Верхней Волге. С центральной башни дежурный командует шлюзованием флота в камерах обеих «ниток». Здесь, как и на Рыбинском гидроузле, возможен одновременный проход судов, направляющихся вверх и вниз по Волге.

Правее шлюза — длинная земляная плотина, затем водосливная и здание ГЭС. На правом берегу расположено Заволжье — поселок, возникнувший одновременно с сооружением гидроузла. На левом берегу другой поселок гидростроителей.

Шлюз, который спускает нас из Горьковского моря, известен под № 13. Мы прошли через семь больших шлюзов канала имени Москвы, оставив в стороне три шлюза южного склона, которые тоже идут в счет. Угличский шлюз имел № 11, Рыбинский — № 12.

Уходящая вправо от шлюза земляная плотина пересекает прежнее русло Волги. Над зданием ГЭС — контур гигантского козлового крана, способного поднимать 500 тонн груза. С его помощью монтировались восемь поворотно-лопастных турбин гидростанции.

Среди строений Заволжья выделяется высокое здание с башенками. Это моторный техникум. Моторостроение возникло здесь после сооружения гидроузла, и техникум, который раньше готовил гидростроителей, соответственно изменил профиль.

Заволжский моторный завод носит черты предприятия коммунистического общества. Здесь производство развивается на основе последних достижений науки и техники. На заводе осуществлена комплексная механизация и автоматизация, изменившие старые представления о характере некоторых производственных процессов и облике цехов. Так, в литейном цехе завода светло, чисто, просторно; в нем действуют преимущественно машины, управляемые небольшой группой высококвалифицированных рабочих.

В недалеком будущем завод станет крупнейшим в Европе производителем автомобильных моторов.

Четвертый гидроузел Большой Волги расположен в важном экономическом районе страны. Он дает индустрии Горького, многим городам, колхозам, совхозам Горьковской, Ивановской и других ближайших областей больше электроэнергии, чем вырабатывали все электростанции дореволюционной России.

Гидроузел строился на нескальном основании, в сложных геологических условиях. Строителям Горьковской ГЭС нужно было переместить свыше 90 миллионов кубометров грунта, уложить 1600 тысяч кубометров бетона, искусственно создать под землей широкие и длинные завесы мерзлоты, преграждающие воде доступ к котловану.

Здание гидростанции было заложено 22 апреля 1951 года, в день рождения В. И. Ленина. К лету 1954 года строители возвели водосливную плотину, через двенадцать отверстий которой можно сбрасывать излишки вод Горьковского моря. В августе 1955 года за 12 часов была перекрыта Волга. Суда пошли через обходный канал и нижний шлюз. В ноябре того же года гидростанция вступила в строй. В декабре 1956 года был сдан в эксплуатацию ее последний гидроагрегат.