Карта сайта

Рыбинск

Начавшись почти сразу за воротами Рыбинского шлюза, рабочие поселки, заводы, лесные биржи, причалы промышленных предприятий тянутся по обоим берегам к старой части Рыбинска.

Новый железобетонный мост через Волгу вы, вероятно, увидите уже достроенным или почти достроенным. Его длина более километра, а значение не исчерпывается надежной связью двух частей города: сюда стянуты многие автомагистрали из дальних районоя.

Приметы старого Рыбинска бросятся вам в глаза, когда теплоход будет швартоваться у дебаркадера: соборная колокольня с курантами, отбивающими каждую четверть часа, старинное массивное здание на самом берегу и соседнее с ним, где странно смешались архитектурные стили.

Здания-соседи — это старая и «новая» рыбинские купеческие биржи. Первая была построена в 1802 году и охраняется как интересный памятник архитектуры. Второе здание рыбинские хлеботорговцы и пароходчики поставили по своему вкусу. Нижняя его часть — словно крепостная стена; в довершение сходства из щелей пробивается травка. Верхняя же изобилует узорчатой кладкой, резьбой, завитушками, затейливыми оконными проемами, нагромождением башенок и шпилей.

Из окон и с особых балконов биржи рыбинские воротилы обозревали «свою» Волгу. Здесь заключались сделки, обделывались темные дела. Посторонним не разрешалось находиться во многих комнатах здания. Советская власть передала его под больницу для трудящихся города. В старой бирже теперь речной вокзал.

Перейдите от вокзала через улицу — там вход в Исто-рико-художественный музей.

Мы узнаем, что наши предки жили на месте нынешнего города еще в эпоху бронзы. В XI веке здесь было селение, позже названное Рыбаньской, а затем Ловецкой слободой, положившей начало городу Рыбинску.

Город многим обязан волжскому флоту. В середине XIX века здесь ежегодно перегружалось множество судов, которых не пускали дальше, вверх по Шексне или Волге, летнее мелководье и малые размеры шлюзов на искусственных водных путях к Петербургу. В разгар навигации в Рыбинск стекались десятки тысяч бурлаков, крючников, сплавщиков, водоливов.

В залах музея можно увидеть экспонаты, знакомящие нас с каторжным трудом бурлаков, знамена ремесленных цехов старого Рыбинска, железные ошейники с шипами для наказания провинившихся крепостных. Здесь же показан быт рыбинских купцов, бывших «хозяев города».

Музей находится на углу небольшой площади имени 25 Октября, где среди цветников — памятник В. И. Ленину. Через площадь проходит проспект Ленина — главная улица Рыбинска.

Новые кварталы, новые широкие улицы с Дворцами культуры, клубами, кинотеатрами, скверами расположены не в прежнем центре города, теснившемся к собору и бирже, а на его бывших окраинах, вокруг крупнейших новых заводов. К сожалению, эти новые районы далеки от пристани.

Если стоянка коротка, можно ограничиться прогулкой по волжскому бульвару, где установлен монумент местного уроженца, дважды Героя Советского Союза генерал-полковника П. И. Батова. С бульвара виден большой рейд, а вдали различается башня Рыбинского шлюза.

Старый приволжский бульвар мал и тесен для большого промышленного города и выше по реке разбит новый приволжский парк.

Бывшая «бурлацкая столица» давно уже превратилась в крупный промышленный центр Верхней Волги. Огромные элеваторы и мельницы напоминают, что город не утратил былого значения в хлебных оборотах страны. Но он обогатился и многими новыми отраслями промышленности.

Машины, которые выпускает Рыбинский завод полиграфического машиностроения, работают в цехах типографии «Правды» и многих других газетных издательств у нас и за рубежом — в Китае, Корее, Индии, Индонезии, Мексике, Канаде, Афганистане, Египте. На них печатаются иллюстрации «Огонька», «Советского Союза» и других журналов. Путеводитель, который вы сейчас читаете, также напечатан на машинах из Рыбинска.

Вы встретите на Волге мощные буксирные пароходы и танкеры, построенные на рыбинской верфи имени Володарского, а также выпускаемые здешними предприятиями землесосные снаряды и плавучие краны. И не только о волжском флоте заботятся рыбинцы: они выполняют заказы на грузовые теплоходы для сибирских рек. Впрочем, если говорить о заказах издалека, то рыбинские гидромеханизаторы превзошли судостроителей: их заказчик — строительство Асуанской плотины в Египте.

Упомянем еще о дорожных машинах, автомобильных и тракторных снегоочистителях, лесопильных рамах, моторных рыболовецких ботах, электрическом кабеле, фарфоровой посуде, садках для перевозки живой рыбы, готовых деталях для стандартных домов, бумаге для мульчирования посевов, оптических стеклах, комбинированных кормах, электрических шагающих кранах — и на этом оборвем список того, что производят в Рыбинске: иначе он разрастется не на одну страницу...

Покинув пристань, теплоход долго еще плывет вдоль рейда, протянувшегося на десятки километров. Мощный механизированный порт Рыбинска приобретает все большее значение в жизни Поволжья. Он оснащен кранами, складами с грузовыми лифтами, подъемными платформами для тяжеловесных грузов и другими совершенными механизмами.