Карта сайта

Рыбинск - Горький

Наш путь по Рыбинскому морю короток — всего 70 километров. Три башни, соединенные сверху мостиками, уже заметны над горизонтом, а это значит, что мы идем в залив к Рыбинскому шлюзу.

Прощай, море! Народ успел привыкнуть к нему, и нам трудно представить здешние места без его сверкающей водной глади. Но все же давайте попробуем. Старые путеводители помогут нам. Вот что говорилось о той части Волги, где теперь разлилось море, доступное самым большим речным судам: «В конце лета между Нижним и Рыбинском могли плавать только самые мелкие суда; а еще выше (от Рыбинска до Твери) пароходство совершенно прекратилось. Смешно сказать, что в некоторых местах, даже у Ярославля и Костромы, нашу матушку-Волгу переходили вброд, а суда стаскивали с мелей «народом».

В свое время юмористический журнал «Будильник» изобразил обмелевшую Волгу умирающей женщиной, к изголовью которой печально склонились символические фигуры Поэзии, Истории и Торговли. Чаще же всего Волгу изображали простоволосой крестьянкой в сарафане.

Новые времена заставили искать и новые символические решения. Сегодняшнюю Волгу скульптор видит сози-дательницей, преобразующей жизнь. Именно такой монумент и установлен на дамбе против промышленного поселка Переборы.

Женщина с прекрасным русским лицом простерла руку навстречу кораблям, ветрам, морской дали. Свиток чертежей — в другой ее руке. В свободном полете изваян рядом гордый буревестник...

На постаменте — бессмертные ленинские слова: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». С особой силой звучит эта формула в наши дни, когда Программа партии делает ее практическим лозунгом ближайшего двадцатилетия. И разве само волжское море, отдающее энергию гидростанции, — не овеществленная частица великого плана электрификации страны?

Рыбинский шлюз — подстать морю. Долгое время он был самым большим речным шлюзом в мире.

За несколько минут судно как бы проваливается между высокими мокрыми стенами его камеры.

Над нами, на центральной розовато-палевой башне — барельеф волжского струга. На корме его — Степан Разин...

Шлюз имеет, как говорят речники, две параллельные «нитки». Пока один караван спускается из Рыбинского моря в Волгу, другой может в соседней, параллельной, камере подниматься из Волги в море.

Вот мы и в старом русле Волги.

Сзади, левее шлюза — водосливная плотина. Вдоль левого берега долго тянутся мачты высоковольтной передачи. Там, откуда они идут, — высокое здание, поднявшееся над красными крышами и каланчой рабочего поселка. Потом оно скрывается из виду, а мы продолжаем путь по непривычно узкой Волге.

Вскоре слева можно будет увидеть прежнее русло Шексны. Оно перерезано ровной чертой плотины, и именно там высится здание, которое мы несколько раньше заметили над поселком. Это Рыбинская гидростанция.

Сооружения Рыбинского гидроузла разделены. Транспортный построен в русле Волги. Энергетический, который мы теперь видим издали, создан в перегороженном русле Шексны.

К началу войны верхневолжские гидроузлы были закончены лишь вчерне. Недостроенное здание Рыбинской гидростанции вместо крыши прикрывал серый брезент, и под этой зыбкой кровлей начали работать агрегаты. Оборонявшаяся от врага Москва получила ток с Волги.

Гитлеровцы даже не подозревали, что недостроенная ГЗС рождает энергию. На карте, найденной у фашистского летчика, сбитого уже в начале 1944 года, она все еще значилась бездействующей, не заслуживающей внимания...

Теперь гидростанция шлет энергию не только столице, но и Череповцу, новому центру металлургии.