Карта сайта

Вытегра

Мариинская водная система неотделима от этого города. Она прошла сквозь его кварталы голубой магистралью со старинным подъемным мостом. Для речных путейцев в Вытегре строились лучшие дома. Парусный галиот на желтом поле украшал вытегорский герб. Излучина реки, обсаженная березами и тополями, издавна была любимым местом прогулок горожан.

И точно так же, как некогда Мариинская система вдохнула жизнь в тихий городок, строительство Волго-Балта способствовало его новому подъему в наши дни. Здесь — штаб стройки, часть ее подсобных предприятий. Волго-Балт сделал Вытегру настоящим портовым городом, все перспективы развития которого связаны с новым водным путем.

Попробуем теперь кратко суммировать основные преимущества Волго-Балта, связавшего 360-ю километрами магистральных водных путей Череповец и Вытегру. Вместо почти четырех десятков шлюзов устаревшей Мариинской системы — всего семь, построенных по последнему слову техники, с высоким уровнем автоматизации, с тремя гидроэлектростанциями, вырабатывающими дешевую энергию. Новый путь — это сквозное плавание флота Большой Волги к Балтике и Белому морю, это резкое увеличение пропускной способности на важнейших направлениях водных перевозок, это разгрузка железных дорог. Новый путь — это ускорение движения судов по меньшей мере вдвое, а на отдельных участках — еще значительнее, это удешевление перевозок между Волгой и Балтикой для ряда важных грузов в 8—10 раз, а для некоторых видов — даже в 30 раз! Новый путь — это первоклассная туристская трасса, путешествуя по которой любуешься своеобразной природой озерного края, знакомишься с древними и новыми городами, видишь жемчужины русской фресковой живописи, каменного и деревянного зодчества минувших веков. Нет, не зря назвали Волго-Балт главным каналом семилетки!

...Нам остается сказать несколько слов о той части водной дороги к Ленинграду, которая начинается за шлюзами Волго-Балта и останется без существенных изменений.

Пристань Вытегра находится на широко известной и многократно описанной линии Ленинград—Петрозаводск—Ленинград. Ее суда, однотипные с волжскими экспрессами, по новому каналу, спрямившему извилистый путь реки Вытегры, уходят в просторы Онежского озера.

Мы знаем — в северной его части начинается Беломоро-Балтий-ский канал, магистральный путь на север. Но судно нашей линии пересекает южную часть озера и у порта Вознесенье входит в устье Свири. Оно идет вдоль берегов, которые были передним краем жестоких сражений в Великую Отечественную войну. Миновав шлюзы двух свирских гидроузлов, судно оказывается в водах Ладожского озера.

Только пятнадцать озер нашей планеты, включая Каспий и Аральское море, превосходят Ладогу. Здесь бьет о скалы грозный прибой, здесь в тихие летние дни колышутся миражи, здесь в волнах мелькает скользкое тело тюленя.

От ладожских водников услышим мы рассказы о грозных годах войны, о «дороге жизни», действовавшей на озере во время блокады города Ленина. Этой дорогой эвакуировались больные, старики, дети. По «дороге жизни» доставлялись в Ленинград хлеб и снаряды. Зимой, когда озеро сковывал лед, боевую вахту на трассе несли шоферы. С первой весенней подвижкой льдов наступал черед водников. Речники вместе с моряками Ладожской военной флотилии бесстрашно ходили под огнем, под бомбами, предпочитая тихим дням бурные штормовые ночи, когда фашистские воздушные пираты не отваживались подниматься в воздух.

О многом напомнят и развалины на островке у истока Невы из Ладожского озера. О наших предках, шесть веков назад построивших крепость Орешек. О том, как в годы царизма превратилась она в Шлиссельбургскую политическую тюрьму, где томились декабристы и революционные народники, где был казнен Александр Ульянов. О том, как в годы Великой Отечественной войны гарнизон советских воинов с беспримерным мужеством и стойкостью оборонявший превращенную в развалины крепость, вернул ей давнюю боевую славу.

Дальше, за островом, начнутся густо заселенные невские берега, дачи, санатории, заводы, рабочие поселки. И, наконец, возле Володарского моста — вокзал «Ленинград-Озерный», преддверье балтийских просторов...

А теперь вернемся в Рыбинское море, на основную нашу волжскую трассу.