Карта сайта

Две трассы

Ковжа, несущая воды из одноименного озера, очень коротка: всего 91 километр. Она напоминает голубую аллею, проложенную сквозь лесные чащи. В низовьях Ковжи кончается подпор Череповецкого гидроузла.

Строители Волго-Балта прорыли далее глубокую выемку нового водораздельного канала.

На водоразделе Волго-Балтийской трассы — болота, перемежающиеся пятнами леса, торфяники, по которым среди вырождающихся хилых елей и березок растут пышные хвощи, кустятся малинники. Тысячелетия назад эти места были основательно перепаханы великими ледниками, которые ползли с гор Скандинавии на равни ны Европы. Ледники сгладили холмы в одних местах и нагромоздили в других, оставив после себя множество валунов и озерных впадин.

Трасса проходит через пояс лесов. Над откосами канала — зубчатые вершины елей. Канал прокладывали с помощью мощных земснарядов, и возможно, первое время его откосы не будут радовать глаз. Но в дальнейшем склоны над трассой озеленят.

Водораздельный канал кончается у небольшого водохранилища Пахомовского гидроузла.

А старая трасса Как она преодолевала водораздел?

Судно шло через три небольших гидроузла на Ковже и делало короткие остановки у пристаней Конево и Анненский мост. Возле второй из них водный путь пересечен автомобильной дорогой на Вытегру. Обычно пассажиры покидали здесь судно. Автобус доставлял их в город Вытегру за полтора-два часа, тогда как путешествие на пароходе через густошлюзованные оставшиеся 63 километра водной дороги занимало 16—18 часов!

Здесь на пути судна — старый водораздельный канал, проложенный в 1882 году. Он находится правее нового. Его называли Каменным: светлый слоистый плитняк выставляет острые «ребра» на крутых поворотах канала. Канал выводит судно в реку Вытегру, круто падающую с водораздела к Онежскому озеру. Падение Вытег-ры разбито на 29 ступенек небольшими шлюзами. Возле них шумят, бурлят водоспуски.

Самым интересным местом вытегорской лестницы шлюзов всегда считали Девятинский перекоп.

Ущелье Вытегры с известняковыми белыми осыпями на крутых обрывах, в которые вцепились корявые сосны, соседствует здесь с другим, искусственно прорытым. Оно напрямик прорезает высокую гору. В нем построены три шлюза. Это и есть знаменитый перекоп, удививший в свое время Европу.

Огромная выемка была сделана необычным способом. Сквозь гору проложили туннель. Из него пробили снизу вверх вертикальные шахты, через которые обрушивали, сваливали породу прямо в вагонетки поезда узкоколейной дороги, проходившей в тоннеле. Паровоз отводил один состав, подводил другой...