Карта сайта

Череповецкий гидроузел

Ни один путеводитель не сможет стать вашим надежным спутником при путешествии от Череповца до Вытегры в тот период, когда сооружения Мариинской системы сдают вахту, а шлюзы Волго-Балта принимают ее. Скажем, до пуска нового Череповецкого гидроузла ваш путь к водоразделу лойдет через гидроузлы прошлого века и шекснинские плесы, а после пуска — через простор широкого водохранилища, которое поглотит долину Шексны.

Поэтому мы очень коротко расскажем и о старом, и о новом пути, рассчитывая, что вам могут пригодиться оба описания.

От Череповца судно направляется вверх по Шексне. Понятно, что мы пе увидим шлюзов, некогда построенных в ее низовьях: там давно гуляют волны Рыбинского моря. До разлива этого моря Череповец стоял в 235 километрах от шекснинского устья. Теперь оно — у самого города.

Подпор моря заметен и в широкой долине за Череповцом. Он кончается у сооружений Череповецкого гидроузла.

Здесь на берегу Шексны — новый поселок гидростроителей. Земляная плотина перегораживает пойму. Размеры шлюза заставляют вспомнить о судопропускных устройствах на Большой Волге. Подобные сооружения в общих чертах уже знакомы нам.

Но одна особенность Череповецкого гидроузла, вероятно, удивит путешественника: он не увидит здания гидростанции. Дело в том, что агрегаты Череповецкой ГЭС устанавливаются в теле водосбросной плотины. Они расположены ниже уровня воды. Это так называемые горизонтальные агрегаты капсульного типа.

Их преимущества заключаются в простоте конструкции, в максимальном использовании прямого потока воды. Они не требуют постройки специального здания ГЭС, сооружения сложных спиральных камер и отсасывающих труб, позволяют широко применять сборный железобетон.

Почему же горизонтальные прямоточные агрегаты не использовались на других наших гидростанциях? Потому что до сих пор во всем мире подобные машины, притом небольшой мощности, производила лишь одна фирма. Череповецкая ГЭС станет как бы лабораторией, где пройдут проверку мощные агрегаты более совершенной конструкции. Здесь позднее, при пуске второй очереди, будет испытан и первый в мире контрроторный агрегат с двумя рабочими колесами, вращающимися в разные стороны.