Карта сайта

Море-юбиляр

Потянулись за Угличем глинистые красные яры, сильно подмытые, подрезанные водой. Едва спустившись из одного водохранилища, мы вскоре попадаем в другое!

Сначала оно как будто немногим отличается от Угличского — те же приподнятые берега с чудесными сосновыми борами. Но за Мышкином, старинным тихим городком, картина постепенно меняется. После железнодорожного моста и Станции Волга река незаметно переходит в залив Рыбинского моря, долгое время удерживавшего первенство среди крупнейших искусственных водоемов мира.

1961 год был для Рыбинского моря юбилейным: ему исполнилось 20 лет.

Рыбинскую и Угличскую гидростанции начали строить в 1936 году. В те годы на Волге выше Рыбинска все еще насчитывалось 39 мелей и перекатов, мешавших судоходству.

Строители переместили около 30 миллионов кубометров земли. Любопытно, что на стройке одновременно с экскаваторами и землесосами работало 6500 лошадей...

Прежде чем закрыть в апреле 1941 года пролеты Рыбинской плотины, пришлось переселить жителей 633 населенных пунктов и в их числе города Мологи. Море подошло к кварталам Весьегонска, Пошехонье-Володарска, Брей-това, поглотило нижнее течение Шексны, вытянулось заливом к Череповцу. Его огромная чаша наполнялась много лет, и к черте проектного горизонта вода подошла лишь в 1947 году.

В настоящее время Рыбинское море занимает огромное пространство — от 4450 до 4600 квадратных километров (весной — больше, осенью — меньше). Оно почти в 15 раз превосходит Московское море. Этот гигантский водоем вмещает от 24,4 до 29,4 миллиарда кубических метров воды. Она могла бы заполнить канал шириной

125 метров и глубиной 5 метров, опоясывающий земной шар по экватору!

Мы идем морским фарватером.

Левый берег все дальше, дальше. Вот он уже чуть синеет на горизонте и, наконец, исчезает вовсе. Да, это — море!

И штормы здесь нешуточные. Особенно трудно приходится пло товодам: волны, вздымающиеся на трехметровую высоту, могут раз бить, разметать по бревнышку большой плот. Да и у грузовых составов бывали в море трудные часы, когда лопались буксиры и оторвавшиеся баржи носились по воле ветра.

Будем надеяться, что ваше судно выйдет в море прекрасным летним днем; но, пожалуй, тихая летняя ночь подарит вам еще больше незабываемых впечатлений. Правда, в этих широтах нет настоящих «белых ночей». Однако морской участок совпадает о самой северной точкой нашего пути. Она находится примерно на 260 километров севернее параллели Москвы, и в середине лета здесь даже в полночь половина неба сияет бледно-желтым светом...

Построенные заводом «Красное Сормово» ледоколы весной разбивают ледяной покров моря, который в естественных условиях на водохранилище исчезает только через три недели после того, как очистится Волга. Осенью, ломая молодой лед, ледоколы проводят за собой караваны судов в новые морские порты.

Сколько морских дорог пересекается там, где всего два десятка лет назад в междуречье Мологи и Шексны шумели леса «журавлиного края»!

Возьмите бинокль — и вы наверняка увидите дымки на горизонте, а то и силуэты судов, идущих по водному простору. Куда направляются они, какими трассами?

Главная дорога, по которой пересекает море наш теплоход, ведет из столицы на Каму, к Каспию, к Азовскому и Черному морям. Другая, тоже очень важная трасса, уходит на северо-запад — туда, где строится новый Вол-го-Балтийский водный путь.