Карта сайта

К Московскому морю

За Дмитровом трасса проложена местами между невысокими холмами, местами — между насыпями-дамбами, отделяющими ее от заболоченных пойменных низин с торфяниками.

Канал приподнят над равниной. Палуба судна оказывается выше телеграфных столбов и верхушек берез. Вокруг много лесов и мало населенных пунктов.

Обычно суда, направляющиеся из Москвы на Волгу, проходят эти места ночью. Красные, белые, желтые, зеленые огни горят во тьме, отражаются в черной воде. Они делают канал открытой книгой для тех, кто ведет судно.

Красные огни слева по ходу судна и зеленые справа обозначают трассу на криволинейных участках канала. Там, где канал прям, по берегам горят оранжевые огни. На водохранилищах в эти часы ярко светятся восьмигранные, похожие на маяки, знаки щелевых створов. Высотой они с трехэтажный дом. Капитан ведет судно так, чтобы зеленый свет заднего знака был виден с мостика точно посередине двух красных длинных линий неоновых огней передних знаков.

Башни шлюза № 2 украшены скульптурными группами пограничников.

Шлюзованием завершается спуск с водораздела. До выхода на Волгу остается 15 километров.

Нас отделяет от Московского моря свободный участок канала, по которому волжская вода самотеком идет к насосной станции у шлюза. В одном месте здесь под трассой сооружен тоннель для пропуска вод реки Сестры — два водных потока пересекаются почти под прямым углом на разной высоте.

Мы приближаемся к Московскому морю, к Иваньковской ГЭС — первому гидроузлу Большой Волги.

Здесь, у бывшей деревни Иваньково, Волга и ее широкая пойма на протяжении 9 километров пересечены сооружениями водо-удерживающего фронта гидроузла. Весной 1937 года, в хмурый ветреный день, на водосливной плотине гидростанции были опущены щиты и человек остановил величайшую реку Европы.

Иваньковский гидроузел поднял уровень воды на 17 метров Первое волжское море затопило 327 квадратных километров бывших лесов и полей. Оно казалось когда-то огромным. Но как «уменьшилось» оно теперь, рядом с новыми волжскими морями-гигантами!

Плотина, подняв уровень и накопив в Московском море более миллиарда кубометров волжской воды, облегчила перекачку части ее к столице. В старое русло остальная волжская во да попадает теперь после того, как она отработает в турбинах Иваньковской гидростанции или пройдет через шлюз.

Современные гидростанции отлично автоматизированы. Многие из них заперты на ключ и безлюдны, как уже знакомые нам насосные станции канала. Особые устройства регулируют нагрузку агрегатов. Автоматы смазывают механизмы, охлаждают их.

Особый говорящий автомат, установленный на ряде гидростанций, сообщает по телефону, какова в данную минуту мощность агрегатов, каковы напряжение, уровень воды и т. д. Чтобы получить такую информацию, диспетчеру, находящемуся за сотню километров, достаточно набрать номер этого автомата.