Карта сайта

Что в башнях?

Меньше двух километров хода по каналу, огражденному дамбами, — и впереди полукруглые выступы башен с балконами и застекленными галереями третьего этажа. Это шлюз № 5.

Здесь на стрелке, разделяющей судоходную трассу и канал, ко-торый идет к насосной станции, установлена скульптура девушки с моделью парусной яхты в руках.

Ход шлюзования нам уже знаком. Обратите внимание на насосную станцию. Если бы можно было покинуть теплоход и пройти туда, то мы увидели бы у входа большой символический замок: на станции нет ни одного человека.

Мощные насосы, установленные в ее машинном зале, управляются с центрального пульта, где на светящейся схеме перед диспетчером «отчитываются» о своей работе все насосные станции. Если диспетчер нажимом кнопки пускает или останавливает агрегат, особый сигнал подтверждает, что приказание выполнено.

Теплоход покидает шлюз. Башни у нижних ворот шлюза, завершенные декоративной круглой колоннадой, красиво выделяются на зелени леса.

Справа от нас, на левом берегу 1. — пристань Комсомольская. Вблизи нее возвышаются башни шлюза № 4. Они не похожи на уже виденные нами. Их нижние этажи сделаны из грубо отесанных глыб темного камня и служат пьедесталом для двухколонного портика верхних этажей, облицованных гладким белым камнем.

1 Правый и левый берега считаются по течению реки. В канале вода идет от Волги к Москве: значит, правый берег мы сейчас видим слева по ходу судна.

 

А что внутри этих башен? Как управляют шлюзованием?

Поднявшись к вахтенному начальнику шлюза, мы увидели бы пульт управления, на котором светятся красные, оранжевые, зеленые глазки электросигналов. Мы узнали бы, что тут есть особое «следящее устройство», что приборы в любой момент наглядно показывают, в каком положении находятся сегментный затвор и нижние ворота, какова разность уровней и т. д. Посередине пульта — ключ автоматического управления, исключающий ошибки при шлюзовании.

С тех пор как канал начал служить народу, на нем не прекращается большая, но не сразу заметная работа. Суть ее в том, чтобы техника крупнейшего сооружения не устаревала, чтобы тут постоянно чувствовалось дыхание сегодняшнего дня, влияние новых технических идей. Все шире, инициативнее используется автоматика и телемеханика Новаторы разработали систему телесигнализации на диспетчерский пункт, позволяющую по мнемонической схеме следить за операциями в шлюзах. Они успешно занимаются такими проблемами, как маневрирование шлюзованием непосредственно из камеры, как устройство воздуходувных установок, не дающих образовываться льду перед затворами шлюзов в морозную погоду, как телемеханические искатели повреждений и т. д.

Нет, не стареет наш канал! Люди, которым он поручен, омолаживают его с неиссякающей энергией!